На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Warspot

46 подписчиков

Переменчивая удача 33-го полка

На фотографиях с пресс-конференции для журналистов, состоявшейся в сентябре 1941 года, оказались запечатлены три члена экипажа бомбардировщика «Юнкерс» Ju 88 из 3-й бомбардировочной эскадры, которые решили пойти на сотрудничество с советским командованием: пилот унтер-офицер Рудольф Тойзер, наблюдатель ефрейтор Вальтер Риссик и бортрадист Йозеф Трохе. Интересные и качественные фотографии спровоцировали повышенный интерес автора к тому, при каких обстоятельствах немецкий экипаж попал в плен. Ответ на этот вопрос нашёлся в фонде 33-го истребительного авиационного полка.

Пленные члены экипажа бомбардировщика Ju 88 — Йозеф Трохе, Вальтер Риссик и Рудольф Тойзер

Согласно протоколам допросов экипажа, их «Юнкерс» Ju 88A-5 W.Nr. 884297 с бортовым кодом «5K+AB» из штабного звена группы I./KG 3 утром 16 сентября 1941 года вылетел в составе группы из восьми бомбардировщиков для удара по Вяземскому аэродрому и железной дороге к востоку от Вязьмы. Каждый самолёт нёс четыре 250-кг и десять 50-кг бомб, вёл группу обер-лейтенант Карл-Август фон дер Фехт (Karl-August von der Fecht).

После бомбометания по аэродрому группа была атакована советскими истребителями, которые подбили бомбардировщик с кодом «5K+AB». Пилоту удалось совершить вынужденную посадку, но самолет сразу окружили советские солдаты, и экипаж сдался в плен. На допросах немецкие лётчики дали развёрнутые показания, сообщив не только личные данные, но и структуру своей группы и эскадры, фамилии командиров, характеристики самолета, инфраструктуру аэродрома Шаталово и др.

Немного странно, что на всех фото видны только три члена экипажа — отсутствует стрелок ефрейтор Герольд Илльман (Gerold Illmann). При этом из протоколов допросов следует, что на вопросы охотно отвечали все, кроме пилота унтер-офицера Тойзера. Судя по марлевым повязкам у двух пленных, стрелок мог был тяжело ранен. Не исключён и вариант, что на фото нет молчаливого пилота, бесполезного для журналистов, а в подписи к фото просто допущена ошибка.

«Юнкерс» Ju 88A-5 W.Nr. 884297 с бортовым кодом «5K+AB» из штабного звена группы I./KG 3 на месте вынужденной посадки, 16 сентября 1941 года. К сожалению, снимков лучшего качества пока не обнаружено, но часть серийного номера на киле и индивидуальная литера кода «A» на фюзеляже видны хорошо, поэтому в принадлежности самолёта сомневаться не приходится

Согласно журналу боевых действий 33-го ИАП и отдельно оформленному описанию произошедшего воздушного боя, советская версия событий выглядела так:

«Авиация противника в 07:10–07:55 в составе 18 самолётов Ю-88 произвела групповой налёт на железнодорожный узел и город Вязьма. Полк производил вылеты на патрулирование в районе аэродрома Вязьма, Новое Село, вылетал на отражение группового налёта авиации противника на железнодорожную станцию и город Вязьма, в результате сбито два Ю-88…

16.09.1941 звено под командой ст. лейтенанта Тимошенко на самолётах ЛаГГ-3 вылетало «по-зрячему» на отражение налёта на город Вязьма бомбардировщиков противника типа Ю-88 в количестве 18 шт. Противник шёл девятками в строю «клин звеньев» на высоте 2000 метров. Сблизившись с противником на дистанцию 300–200 метров, звено произвело атаку парой истребителей по ведущему бомбардировщику первой девятки, а один истребитель атаковал левого ведомого.

После первой атаки ведущий бомбардировщик пошёл с резким снижением и упал в 18 км юго-западнее города Вязьма. После атаки, сделав левый боевой разворот, звено атаковало правого ведомого бомбардировщика. После первой атаки у самолёта противника был выведен из строя правый мотор. Противник, не дойдя до цели, сбросил бомбы, развернулся на запад и с горящим мотором упал в 15 км юго-западнее города Вязьма. Остальные бомбардировщики, не дойдя до цели, сбросили бомбы в болото и с курсом 270° ушли на Запад. Звено Тимошенко благополучно произвело посадку на свой аэродром.

Вывод: первые атаки и цель были выбраны, несмотря на громадное численное превосходство, тактически правильно и проведены организованно, что дало возможность заставить бомбардировщики нарушить строй, беспорядочно сбросить бомбы, не дойдя до цели, и сбить два самолёта противника».

Схема воздушного боя звена старшего лейтенанта Тимошенко 16 сентября 1941 года

Вполне вероятно, что и вторая заявка на победу советских лётчиков имеет под собой основания: в этот же день после вынужденной посадки на аэродроме Шаталово полностью сгорел Ju 88A-5 W.Nr. 886282 с бортовым кодом «5K+KK» из эскадрильи 2./KG 3 той же I авиагруппы. Тройке советских истребителей удалось нанести серьёзные потери большой группе немецких бомбардировщиков без потерь со своей стороны, что в тот период было серьёзным успехом. Удачный бой провели командир эскадрильи 33-го ИАП старший лейтенант А.Ф. Тимошенко, старший политрук Г.А. Мандур и младший лейтенант А.В. Ганкевич.

Восстановленный по фото внешний вид «Юнкерса» Ju 88A-5 W.Nr. 884297 с бортовым кодом «5K+AB» из штабного звена группы I./KG 3, 16 сентября 1941 года. К сожалению, качество фото не позволяет достоверно определить цвет индивидуальной буквы кода «A» и передней части коков винтов — они могут быть, к примеру, белыми или жёлтыми (реконструкция по фото, художник Игорь Злобин)

Это бой стал одной из ярких страниц в истории 33-го ИАП, и повторить такой успех лётчикам полка впоследствии не удалось, хотя все предпосылки для этого были. 33-й ИАП в числе первых был сформирован в Могилёве по приказу НКО от 6 марта 1938 года на базе 18-й, 19-й и 22-й истребительных эскадрилий 132-й истребительной авиабригады. Одновременно на базе тех же эскадрилий сформировали 41-й ИАП, а бригаду переформировали по новому штату и переименовали в 66-ю истребительную авиабригаду.

В сентябре 1939 года 33-й ИАП принимал участие в походе в Западную Белоруссию, но столкновений с польской авиацией не имел. С 24 сентября полк базировался на аэродроме Белосток, а с декабря 1939 года — на аэродроме Пружаны, прикрывая новую западную границу СССР. Весной 1941 года 33-й ИАП для замены морально и физически устаревших И-16 тип 5 и И-153 должен был получить ЛаГГ-3. Увы, производство этих истребителей разворачивалось с огромным трудом, и перевооружиться на новые самолёты не удалось вплоть до 22 июня.

ЛаГГ-3 33-го ИАП 142-й ИАД ПВО, разбитый на аэродроме Правдинск зимой 1941-1942 гг. Более ранних изображений самолётов полка на данный момент, к сожалению, не найдено

К утру 22 июня 1941 года в составе полка имелось 44 самолета И-16 тип 5 (25 исправных), 15 И-153 (шесть исправных) и два МиГ-3, полученных для ознакомления и переучивания из соседней 9-й смешанной авиадивизии. К 09:00 вследствие ударов люфтваффе в полку не осталось ни одного способного подняться в воздух самолёта. В тот же день полк вывели в тыл.

В начале июля на базе 166-го резервного авиаполка в Сейме 33-й ИАП всё-таки переучили на ЛаГГ-3, при этом, получив 67 таких истребителей, он был вторым и последним полком четырёхэскадрильного состава, полностью укомплектованным «ЛаГГами» по довоенному штату 15/21. Тут же, в Сейме, 33-й ИАП переименовали в 403-й ИАП, но почти сразу вернули старый номер.

ЛаГГ-3 33-го ИАП 142-й ИАД ПВО, разбитый на аэродроме Правдинск зимой 1941-1942 гг. Реконструкция по фото художника Александра Казакова

Уже 14 июля 33-й ИАП перебазировался на аэродром Тушино, вошёл в состав 6-го ИАК ПВО и принял участие в отражении налётов на Москву. В конце того же месяца из полка изъяли и передали в состав воевавшего на Западном фронте 401-го ИАП ОСНАЗ первую эскадрилью, а 5 августа и весь 33-й ИАП в полном составе перебазировался под Вязьму, на аэродром Двоевка, где вошёл в состав 43-й САД ВВС Западного фронта. 8 августа, прямо перед тем, как принять участие в поддержке войск фронта в наступлении на Духовщину, 33-й ИАП лишился ещё одной эскадрильи, переданной в 129-й ИАП.

В результате из-за передачи половины самолетов и личного состава в другие части, интенсивной боевой работы и понесённых вследствие этого потерь, уже к 25 августа в строю осталось всего семь ЛаГГ-3, из которых лишь три были исправны. Интенсивность действий снизилась до 3–6 вылетов в день, преимущественно на прикрытие аэродрома. Только получив 14 сентября на восполнение потерь девяти новеньких ЛаГГ-3 с установленными балками РО-82, 33-й ИАП смог продолжить сражаться более или менее серьёзными силами.

Слева направо: командир 3-й эскадрильи 33-го ИАП старший лейтенант (на фото лейтенант) Александр Филиппович Тимошенко, военком 3-й эскадрильи 33-го ИАП старший политрук Григорий Андреевич Мандур и лётчик 3-й эскадрильи 33-го ИАП младший лейтенант Александр Викторович Ганкевич (послевоенное фото в звании майора)

15 сентября 1941 года экипажи 43-й и 47-й САД нанесли удары по аэродрому Смоленск. Участвовала в этих атаках и семёрка ЛаГГ-3 33-го ИАП, которую вёл заместитель командира полка капитан А.Д. Панков. Лётчики впервые наносили удар новым для себя оружием — реактивными снарядами РС-82, заявив уничтоженными на земле восемь «Юнкерсов» Ju 88, а ещё 15 немецких бомбардировщиков заявили пилоты четвёрки Ил-2 из 215-го ШАП, которые вёл командир полка майор Л.Д. Рейно.

Вероятно, именно в ответ на эти действия утром следующего дня немцы организовали налёт своих бомбардировщиков на аэродром Двоевка, который встретили старший лейтенант Тимошенко с товарищами. Успех боя во многом предопределило наличие в составе звена опытных старшего лейтенанта Тимошенко и старшего политрука Мандура, отличившихся в первых боях. Командир эскадрильи Александр Тимошенко успел повоевать с японцами в Китае, был одним из лучших лётчиков 33-го ИАП и имел все шансы в дальнейшем стать одним из ведущих асов ВВС КА.

Увы, военное счастье зачастую скоротечно и переменчиво. Видимо, решив закрепить успех предыдущего дня, командование ВВС Западного фронта приказало повторить штурмовку аэродрома Смоленск, для чего был подготовлен солидный наряд сил: девятка ЛаГГ-3 из 33-го ИАП и девятка Ил-2 из 215-го ШАП. К сожалению, для нескольких советских лётчиков этот вылет стал последним. В числе не вернувшихся был ведущий группы старший лейтенант А.Ф. Тимошенко, самолет которого упал еще на подходе к цели. Подбитый зенитками «ЛаГГ» младшего лейтенанта А.В. Ганкевича добили «Мессершмитты», однако самому ему повезло — после долгого восстановления в 1942 году лётчик вернулся в полк, а закончил войну в 1945 году командиром эскадрильи 894-го ИАП ПВО. Дополнительные трудности создала ухудшившаяся погода: из-за начавшегося дождя и низкой облачности четыре экипажа не нашли цель и были вынуждены вернуться, не выполнив задачу. Журнал боевых действий 33-го ИАП продолжает:

«[Полк] произвел групповой налёт на аэродром противника, что в 4 км юго-восточнее г. Смоленск, в составе девяти самолётов ЛаГГ-3 под командой ст. лейтенанта Тимошенко. Из числа… вылетавших на атаку аэродрома противника не вернулось семь самолетов, из которых три ЛаГГ-3 произвели посадку на аэродром Медынь, один ЛаГГ-3 произвёл посадку на аэродром Сухиничи, один потерпел аварию в районе Спас-Демянск из-за выработки горючего. Ведущий группы ст. лейтенант Тимошенко, не доходя до цели, был обит огнём зенитной артиллерии и упал на территорию, занятую противником, ещё один ЛаГГ-3 произвёл посадку на аэродроме Жилино. Произведено 30 самолётовылетов с налётом 28:45».

Из наградного листа младшего лейтенанта А.В. Ганкевича:

«16.09.1941 от прямого попадания снаряда зенитной артиллерии его самолёт получил сильное повреждение, сам он также был ранен; казалось бы, в таком состоянии и на таком самолёте лететь дальше нельзя, но он решил спасти машину и не остаться на территории противника… Преодолевая боль, взял курс на свой аэродром, но на пути следования ему был навязан воздушный бой двумя Ме-109. Искусно маневрируя, он ушел от фашистских, стервятников, в районе Спас-Деменск при вынужденной посадке на выравнивании потерял сознание и упал. После долгой болезни вернулся в полк и отлично выполняет боевые задания».

Однако звено, которое вел ещё один герой предыдущего эпизода старший политрук Г.А. Мандур, нашло цель и атаковало самолёты на аэродроме:

«16.09.1941 в 16:45 звено под командование старшего политрука Мандура и ведомых лейтенанта Костина и мл. лейтенанта Штоколова, несмотря на низкую облачность и дождь, на высоте200-300 м уверенно шло кцели… Здесь облачность была на высоте 700–800 м, с окнами. Прикрываясь разорванной облачностью, тов. Мандур быстро уточнил место нахождения фашистских стервятников и, снизившись, повёл звено… бреющим полётом к цели. Фашисты не ожидали удара. На северо-восточной окраине аэродрома около ангара находилось около 20 фашистских бомбардировщиков типа Ю-88 и ФВ-189.

Тов. Мандур вместе со звеном, сделав горку, нанес удав первым по стоящим на земле самолетам и автобензозаправщикам. Ведомые в пеленге также нанесли удар по самолётам противника…Прикрываясьдымомпожараиспользуя панику фашистскихвояк, звеносталинскихсоколовшестьраззаходилонаатакуаэродромапротивника с разных направлений.

После шестой атаки, потеряв ведомых ввиду облачности, ст. политрук Мандур сделал ещё два захода и взорвал бензосклад на юго-восточной окраине аэродрома. Затем тов. Мандур, несмотря на ухудшение погоды… пришёл на свой аэродром и доложил командиру части о выполнении боевой задачи. Другие два лётчика также благополучно совершили посадку на соседнем аэродроме. Звено тов. Мандура уничтожило до 15 немецких самолетов, несколько автобензозаправщиков и бензосклад».

Схема штурмового удара по аэродрому Смоленск 16 сентября 1941 года нарисована с размахом

Всего по итогу налёта на счёт тройки старшего политрука Г.А. Мандура занесли 15 немецких бомбардировщиков: восемь «Юнкерсов» Ju 88 и семь «Хейнкелей» He 111.

Ещё 15–20 уничтоженных немецких бомбардировщиков (которые в итоговом докладе о боевой работе 215-го ШАП и отчете о боевой работе 47-й САД превратились в 30), пять автомашин и один ангар заявили пилоты девятки Ил-2 которую вёл старший лейтенант А.Е. Новиков. Ещё три самолёта заявили истребители прикрытия из 129-го ИАП. К сожалению, и штурмовики понесли потери: на аэродром не вернулись три самолёта, погибли лейтенанты И.А. Аленчиков и В.С. Куцев, а лейтенант А.П. Стариков впоследствии вернулся в полк. Ещё как минимум два самолета были подбиты, а их пилоты получили ранения.

Заявления об уничтожении 15–16 сентября 1941 года на аэродроме Смоленск около 70 немецких самолётов, к сожалению, не находят подтверждения в документах люфтваффе, которые фиксируют в эти дни лишь повреждение одного «Хеншеля» Hs 126 из разведывательной эскадрильи 5.(Н)/14. Интересно, что в боевом донесении от 16 сентября командование 43-й САД гораздо скромнее оценивало успехи своих подчиненных, отмечая, что на аэродроме в момент удара находилось всего 30 самолётов, из которых в результате атаки удалось поджечь четыре. Возможно, завышая потери противника, командование ВВС Западного фронта пыталось оправдать свои неудачи в Духовщинской наступательной операции, особенно досадные на фоне успеха соседнего Резервного фронта под Ельней.

Боевое донесение штаба 43-й САД к 18:50 16 сентября 1941 года

В тот момент в районе Смоленска оставались лишь разведывательные подразделения всех уровней — начиная от 1-й эскадрильи группы Ровеля, отвечающей за информирование верховного командования вермахта, эскадрилий дальней разведки группы армий «Центр» 2.(F)/122 и 4.(F)/14, эскадрильи разведчиков погоды Wekusta 26, и заканчивая ближними разведывательными эскадрильями армейских корпусов 9-й армии.

Ударные и истребительные группы II и VIII авиационных корпусов люфтваффе в это время сражались против советской авиации под Ленинградом и Киевом. К сожалению, разведывательные части ВВС Западного фронта в сентябре 1941 года не смогли вскрыть систему базирования немецких авиационных соединений, и удары советской авиации приходились либо на вообще пустые аэродромы, либо на базы вспомогательной авиации. Советские штурмовики и бомбардировщики при этом несли тяжёлые потери — немецкая зенитная артиллерия в тот момент была не менее серьёзным противником, чем асы люфтваффе.

Аэродром Смоленск глазами советских фоторазведчиков из 38-й разведывательной авиаэскадрильи ВВС Западного фронта, 14 августа 1941 года (фрагмент снимка)

По итогам боевых действий старший политрук Г.А. Мандур представлялся командованием полка к званию Героя Советского Союза, однако командующий ВВС Западного фронта генерал Ф.Г. Мичугин понизил награду до ордена Ленина. Такой же орден был вручён майору Л.Д. Рейно, а капитан А.Д. Панков и старший лейтенант А.Е. Новиков были награждены орденами Красного Знамени. К сожалению, реально отличившихся в воздушном бою старшего лейтенанта А.Ф. Тимошенко и младшего лейтенанта А.В. Ганкевича наградами обошли.

После этого закатилась и едва мелькнувшая звезда 33-го ИАП, который больше не участвовал в боевых действиях на важных участках советско-германского фронта. В начале октября 1941 года в 33-м ИАП вновь осталось меньше десятка ЛаГГ-3, и уже 12 октября их передали в соседний полк, а личный состав убыл на переформирование.

Один из «Юнкерсов» Ju 88A-5 эскадрильи 2./KG 3, лето-осень 1941 года (реконструкция по фото, художник Игорь Злобин)

С 11 ноября того же года 33-й ИАП входил в состав 142-й ИАД Горьковского района ПВО. Короткое время в феврале-марте 1942 года 33-й ИАП действовал в составе ВВС 34-й армии Северо-Западного фронта. Здесь его лётчики занимались перехватом немецких транспортных самолётов, снабжающих окружённую в районе Демянска группировку вермахта. За 30 дней счёт полка пополнили 27 «Юнкерсов» Ju 52,заявленных уничтоженными на земле, а также девять воздушных побед над самолётами разных типов.

В конце марта 1942 года 33-й ИАП вошёл в состав 106-й ИАД, осуществлявшей противовоздушную оборону района города Бологое, и оставался в системе ПВО до конца войны. Всего же за четыре года боевых действий лётчики 33-го ИАП совершили 5188 боевых вылетов и провели 146 групповых и одиночных воздушных боев, в которых заявили 78 побед в воздухе, а ещё 54 — на земле. Таких полков в ВВС КА были многие десятки…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх