На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Warspot

50 подписчиков

Кусачие клопы «Рейнметалла» и «Порше»

На фоне хорошо известных серийных конструкций проекты немецких танков Typ 245, Schwerer kleiner Panzerkampfwagen и Typ 250 выглядят весьма необычно. Странно в них буквально всё: и внешний вид, и несвойственная немцам компоновка, и состав вооружения. Возникает целый список вопросов: с какой целью они проектировались, почему получились такими необычными, и какие новые идеи в них применялись.

Однако на данный момент читать на русском языке по данной теме практически нечего. Информации в немногочисленных имеющихся публикациях явно недостаточно, а между тем, пройти мимо этой темы никак нельзя.

Во второй половине войны немцы столкнулись с непростой ситуацией: старые танки весом 10–20 тонн стремительно устаревали, а новые «Тигры» и «Пантеры» были слишком дорогими и тяжёлыми, чтобы полностью заменить их. Поэтому сразу несколько фирм начали проектирование лёгких и средних многоцелевых танков по новым концепциям. В этой статье мы расскажем о линейке многоцелевых танков, работы по которым совместно вели фирмы «Порше» и «Рейнметалл».

У страха глаза велики

27 мая 1943 года состоялось совместное заседание Танковой комиссии (Panzerkommission) во главе с Фердинандом Порше и Комиссии по вооружению (Waffenkommission). В ходе него обсуждалось дальнейшее развитие бронетехники, а также был сделан вывод о необходимости создания танков нового типа.

Во-первых, требовалось значительно повысить уровень защиты. Немцы получили сведения о том, что враги разработали ручное противотанковое оружие, способное пробить более 110 мм брони на дистанции 400 метров, а также лёгкие бомбы весом всего лишь около килограмма, пробивающие 40–50 мм брони — то есть, крышу любого серийного немецкого танка.

Хотя прямо это не сказано, в описаниях легко угадываются американские «базуки» и советские ПТАБы. Полученные сведения заставили задуматься: существующие танки рисковали оказаться слишком уязвимыми. Было необходимо существенно повысить защищённость, причём в лёгком и среднем весе.

Примерная реконструкция VK 28.01. В его внешнем облике до сих пор остаётся много неясного

Во-вторых, на совместном заседании обсуждалась противовоздушная оборона танков. Адекватной была признана зенитная самоходная установка весом около 30 тонн и с максимальной скоростью 50-60 км/ч, вооружённая четырьмя 20-мм пушками, двумя-тремя 37-мм пушками или одним 55-мм зенитным орудием. Проблема в том, что для этих ЗСУ у немцев не было подходящего современного серийного шасси. Кроме того, в марте 1943 года генерал-полковник Хайнц Гудериан был назначен генерал-инспектором бронетанковых войск. На новой должности он продвигал идею обеспечить защиту от вражеской авиации на каждом танке, причём его поддержал Гитлер.

Исходя из этих соображений, к 1 июля 1943 года были сформулированы требования к танку нового типа. Он мыслился как быстроходная многоцелевая боевая машина с мощным бронированием и возможностью вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция должна быть простой и пригодной к массовому производству. Нужно учитывать, что примерно в это время обсуждалось прекращение серийного производства Pz.Kpfw.IV вслед за Pz.Kpfw.III. Однако в этом случае немцы оставались без массовых шасси 20-тонного класса. Эту нишу и должны были занять многоцелевые танки. Они предназначались для поражения пехоты и лёгкой бронетехники, разведки и противовоздушной обороны.

А далее история разворачивалась по принципу «никогда такого не было, и вот опять». Под влиянием Гудериана Отдел №6 Управления вооружений составил требования на многоцелевой танк VK 28.01 и передал задание фирме Krupp. Та подготовила проекты среднего танка с башней от Pz.Kpfw.IV и ЗСУ с четырьмя 20-мм пушками на его базе, но уже в конце октября 1943 года программа была закрыта. Параллельно и независимо от них работы вели фирмы Porsche и Rheinmetall: первая отвечала за шасси, а вторая за вооружение. Их проектная деятельность продолжалась и в 1944 году, а всего дуэт Porsche и Rheinmetall создал три семейства проектов многоцелевых танков с целым рядом необычных для немцев технических решений. Рассмотрим их по порядку.

Лёгкий универсал

Первое семейство объединяет три проекта лёгких танков 18-тонного класса. Два из них внутри фирмы Porsche получили индекс Typ 245, а третий создавался на схожей базе. Хотя перед войной немцы обозначили бы их как средние танки, по меркам 1943 года Typ 245 были отнесены к лёгким.

Чертежи Typ 245-010. Обратите внимание на крепление подвески и компоновку моторного отсека

Первый вариант назвался Typ 245-010 или Leichter Panzerkampfwagen mit 5.5 cm vollautomatischer Waffe, что означает лёгкий танк с 55-мм автоматическим орудием. При его разработке перед Porsche и Rheinmetall стояла непростая задача: создать хорошо защищённый и одновременно быстроходный танк весом до 18 тонн с универсальным вооружением против наземных и воздушных целей, при этом его конструкция должна быть приспособлена к массовому производству в условиях мировой войны.

Стремясь уложиться в требования, инженеры нашли немало интересных решений. Для простоты производства они предложили выполнить корпус и башню литыми, хотя немцы традиционно предпочитали катаную броню. Есть мнение, будто форма корпуса продумывалась под влиянием Т-34, но на самом деле инженеры стремились уменьшить площадь крыши для защиты от авиации. Оригинально и очень компактно было скомпоновано моторно-трансмиссионное отделение. Гидромеханическая трансмиссия фирмы Voith находилась в корме, а перед ней поперечно устанавливался двигатель с системой охлаждения. Вся трансмиссия объединялась в один блок, а система охлаждения размещалась на двигателе, что значительно упрощало сборку и ремонт танка.

Чертёж двигателя Typ 101/4 с генератором и системой охлаждения. На Typ 245 вместо генератора был привод к трансмиссии

На Typ 245-010 использовался 10-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Typ 101 мощностью 350 л.с. (часто указываются 345 л.с.) Изначально он создавался для VK 45.01 (P) и заслужил отвратительную репутацию из-за проблем с охлаждением, что во многом и стало причиной провала производства Тигра «Порше». На Typ 245-010 планировалось ставить позднюю версию мотора с новой системой охлаждения по результатам испытаний. А вот ходовая часть напоминала таковую у сверхтяжёлого танка «Маус». На каждый борт шесть опорных катков с внутренней амортизацией диаметром 600 мм блокировались в три тележки на буферных пружинах. У бронекорпуса были двойные борта, которыми танк «ложился» на поперечные балки тележек. Таким образом, предельно упрощался монтаж подвески: достаточно было закрепить балки тележек, чтобы они не выпали при движении. Вместо поддерживающих катков на балки крепились салазки. Для сравнения, у «Мауса» на одной балке собиралось четыре опорных катка с двумя пружинами, а над балкой вместо салазок крепилось два поддерживающих ролика.

Экипаж состоял всего из трёх человек: механика-водителя и двух башнёров. В башне устанавливалось 55-мм автоматическое орудие MK 112 фирмы Rheinmetall с углами склонения от −8 до +82 градусов и скорострельностью 300 выстрелов в минуту. Боезапас к нему составлял около 350 выстрелов. Кроме него в башне находился пулемёт с независимым наведением, а также мортирка. Наблюдение велось через перископы в люках.

Фотография модели Typ 245-010

Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения, сокращение экипажа до трёх человек и применение внешней подвески позволили уменьшить заброневой объём практически до возможного минимума. Как следствие, для массы в 18 тонн Typ 245-010 был хорошо защищён. Лобовая броня составляла 60 мм под углами в 55 и 30 градусов, верхняя часть бортов — 40 мм под углом 28 градусов, а нижняя — 16+16 мм под прямым углом. Толщина башни была 40 мм под углом 30 градусов по кругу. Хорошая защита не исключала высокую подвижность. При удельной мощности в 19,4 л.с. на тонну ожидалась максимальная скорость 65 км/ч. Запас хода составлял до 240 км по дорогам и до 150 км на бездорожье.

С башней или без?

Для немецких конструкторов бронетехники было характерно, что в ответ на задание они часто прорабатывали несколько вариантов конструкции, чтобы заказчик затем выбрал оптимальный, с его точки зрения, вариант. Это произошло и в случае с Typ 245. Porsche и Rheinmetall спроектировали второй вариант танка, он назывался Typ 245-011 или Aufklaerungs-Panzer mit 5.5 cm vollautomatischer Waffe, то есть разведывательный танк с 55-мм автоматическим орудием.

Проекции Typ 245-011 и его компоновка. Сверху приведено сравнение силуэтов самого большого и самого малого танков Porsche

На Typ 245-011 конструкторы радикально пересмотрели концепцию танка. 55-мм орудие теперь размещалось в корпусе. По сторонам от него сидели водитель и командир, а от третьего члена экипажа отказались. Над командиром в башенке кругового вращения устанавливался 7,92-мм пулемёт MG.42 с углом возвышения до 72 градусов (по другим данным до 75 градусов). Отказавшись от башни и третьего члена экипажа, инженеры ужали корпус до предела. Высота танка составила 1450 мм при клиренсе в 410 мм! Правда, за это пришлось заплатить углами наведения орудия — всего лишь 10 градусов по горизонтали. Вес сокращался до 15 тонн, при этом бронирование даже немного возросло. Например, броня лба составляла 60 мм под углами 60 и 30 градусов, верхней части бортов — 40 мм под углом 50 градусов, а нижняя часть защищалась 16+25 мм брони под прямым углом.

Шасси тоже облегчили. Ширину гусениц сократили с 480 мм до 450 мм, при удельном давлении на грунт в 0,59 кг/см² большего не требовалось. Диаметр опорных катков уменьшили до 590 мм. Вместо 350-сильного двигателя V-10 поставили рядный мощностью 250 л.с., при удельной мощности 16,7 л.с./т он обеспечивал максимальную скорость в 58 км/ч. Что это был за мотор, до сих пор не ясно. В документах CIOS (Combined Intelligence Objectives Sub-Committee – «Англо-американский разведывательный подкомитет») он вообще обозначен как шестицилиндровый Maybach, однако воздушное охлаждение отвергает эту версию.

Компоновка боевого отделения Typ 245-011

Автор считает, что данный двигатель был задуман как рядная шестёрка с цилиндрами от Typ 101 под наддувом. Известно, что Порше прорабатывал 12-цилиндровый V-образный мотор с наддувом на основе Typ 101 мощностью 500 л.с., то есть на 6 цилиндров как раз и приходилось 250 л.с. Другая неясность связана с орудием. И в Panzer Tracts, и в архивных данных оно обозначено как MK 112, однако на чертежах ясно видно, что орудие Typ 245-011 намного больше, чем у Typ 245-010. Возможно, это был вариант с большей длиной ствола.

На шасси Typ 245-010 был спроектирован ещё один танк. Немцы обозначили его как Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd und Luftziele mit 5.5. cm vollautomatischer Waffe, то есть лёгкий танк против наземных и воздушных целей с 55-мм автоматическим орудием. Фактически же это была ЗСУ, которая при необходимости могла превращаться в лёгкий танк без башни. Орудие MK 112 устанавливалось в корпусе и прикрывалось сверху люком из двух полукруглых половинок. С открытым люком это была классическая ЗСУ с орудием кругового наведения. При необходимости люк можно было закрыть, в этом случае углы наводки ограничивались 10 градусами по горизонтали, зато экипаж из трёх человек защищался в ближнем бою. Бронирование было аналогично Typ 245-010 при весе в 18,5 тонн. Предусматривался и альтернативный вариант весом 16,5 тонн с облегчённой бронёй (50 мм во лбу и 30 мм в бортах).

Примерно так должен быть выглядеть Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd und Luftziele mit 5.5. cm vollautomatischer Waffe

Наконец, осталось разобраться, как эти проекты соотносятся между собой. 14 июля 1943 года был подготовлен первый концепт с MK 112 в корпусе с открывающейся крышей. 2 августа был готов чертёж Typ 245-010, который, видимо, отражал изначальные пожелания военных. Возможно, далее конструкторы и заказчик пришли к выводу, что Typ 245-010 получился никаким: для линейного танка он был слишком слабо вооружён, а для ЗСУ его башня едва ли была удобной. Поэтому 3 сентября был предложен проект танка-разведчика Typ 245-011 с более мощным орудием, а к 28 октября были переработаны чертежи ЗСУ с непроизносимым длинным названием.

В среднем весе

Совместная работа Porsche и Rheinmetall по танкам в среднем весе началась ещё до проектов Typ 245. 13 мая 1943 года они обсудили первый вариант Panzerkampfwagen Porsche, то есть танка Порше. Это был концепт небольшой боевой машины высотой 1,95 метра с литым корпусом из двух частей, верхней и нижней. При массе в 25 тонн танк был отлично защищён: толщина лобовой брони составляла 120 мм, бортов, кормы и крыши (!) — 80 мм, дна — 50 и 30 мм.

Первый вариант Panzerkampfwagen Porsche

Он вооружался 105-мм орудием во лбу корпуса. Экипаж состоял из четырёх человек. Фактически это была перспективная замена StuG III и StuH 42. Следует отметить, что в те годы немцы считали возможным отказаться от башни на танках для упрощения производства, а также снижения веса и силуэта. Все упомянутые в этой статье боевые машины (разве что, исключая ЗСУ на базе VK 28.01), даже самые безбашенные, обозначались немцами именно как танки.

15 мая 1943 года на заседании Танковой комиссии было объявлено, что Гитлер поддержал идею Гудериана о защите каждого танка от вражеской авиации. В ответ фирма Rheinmetall представила башенку с 30-мм автопушкой MK 108, изначально спроектированной для авиации. 29 июля был готов переработанный проект Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, что означает тяжёлый малый танк со 105-мм орудием. Командирский купол заменили башенкой с 30-мм пушкой, а броню бортов, кормы и крыши уменьшили до 70 мм.

Переработанный Schwerer kleiner Panzerkampfwagen с башенкой Rheinmetall

Теперь вес оценивался в 27 тонн, из них 15,5 тонн приходилось на бронекорпус, а 7 тонн на двигатель, трансмиссию и ходовую часть. У автора нет сведений о типе двигателя, трансмиссии и подвески, поскольку на имеющемся чертеже подробно показано только боевое отделение. В Panzer Tracts об этом тоже нет сведений. Вполне возможно, проект был очень грубо проработан или часть информации оказалась утеряна.

К 3 февраля 1944 года проект Schwerer kleiner Panzerkampfwagen был значительно переработан с оглядкой на Typ 245. Двигатель Typ 101 и гидромеханическая трансмиссия Voith были скомпонованы как на Typ 245-010. Ходовая часть проектировалась аналогично, но с поправкой на вес в 26,6 тонн. Танк был небольшим: 6,75 м в длину, 3,15 м в ширину и 2,2 м в высоту (для сравнения, 4,88 м * 2,92 м * 2,575 м у Typ 245-010). Верхняя часть лба защищалась 80 мм брони, нижняя часть, крыша и корма — 60 мм. Толщина верхней части бортов составляла 40 мм, а нижней — 40+20 мм. Экипаж состоял из четырёх человек: водителя, наводчика, заряжающего и командира.

Чертёж Schwerer kleiner Panzerkampfwagen со 105-мм гаубицей

Танк вооружался 105-мм гаубицей le.F.H.43 с боезапасом 77 выстрелов и 30-мм автоматической пушкой MK 108 в башенке с боезапасом 600 выстрелов. Прорабатывался и альтернативный вариант с жёсткой установкой 105-мм орудия, отдача которого гасилась всем корпусом. Примерно в то время фирма Alkett как раз испытывала подобную установку 75-мм орудия на Jagdpanzer 38(t).

7 апреля 1944 года был готов ещё более экзотический вариант со 105-мм пусковой установкой PAW 1000 (10H64) и боезапасом в 56 выстрелов. Это было гладкоствольное орудие низкого давления, стреляющее оперёнными минами. Оно отличалось небольшим весом и очень высоким бронепробитием кумулятивными снарядами. Аналогичное 80-мм орудие PAW 600 фирмы Rheinmetall в 1944 году успешно прошло испытания и показало впечатляющее бронепробитие, хотя и с плохой точностью. Наконец, 1 июня датированы последние изменения: были добавлены инфракрасный прицел и стереоскопический дальномер в башенке.

Жёсткая установка 105-мм гаубицы

Конкурент E-25

По данным CIOS в мае 1944 года фирма Porsche начала работы по проекту Typ 250. Это был последний танк, спроектированный под руководством Фердинанда Порше. Он основывался на лучших решениях Typ 245 и Schwerer kleiner Panzerkampfwagen и обещал самые высокие характеристики.

Schwerer kleiner Panzerkampfwagen с орудием PAW 1000

В отличие от предыдущих проектов, корпус сваривался из катаных плит. Бронирование было резко дифференцированным. Толщина верхней лобовой детали составляла 120 мм под углом 58 градусов, нижней лобовой детали — 50 мм при 55 градусах, башенки — 80 мм под углом 35 градусов по кругу. При этом толщина бортов не превышала 45 мм, а кормы — 30 мм. Несмотря на впечатляющее лобовое бронирование, масса Typ 250 оценивалась в 27,5 тонн, из них 12,5 тонн приходилось на бронекорпус. Это стало возможным за счёт сокращения заброневого объёма до предела: высота танка по крышу корпуса была всего лишь полтора метра.

Вооружение состояло из 105-мм гаубицы, 30-мм автопушки MK 108 в башенке, а также мортирок для обороны в ближнем бою. Хотя корпус Typ 250 был ненамного больше, чем у Typ 245-011, в нём умудрились разместить четверых членов экипажа, 50 выстрелов к 105-мм гаубице и 300 выстрелов к автопушке. По словам Фердинанда Порше, в планах была автоматизация заряжания 105-мм орудия, что позволило бы отказаться от заряжающего, но работы по этой теме на Rheinmetall не продвинулись дальше эскизов.

Примерно так бы выглядел Typ 255

Моторно-трансмиссионное отделение было скомпоновано аналогично Typ 245-010. Двигателя Typ 101 на 350 л.с. хватало впритык, поэтому фирма Porsche предложила новый мотор на его базе. За счёт добавления двух цилиндров, наддува и непосредственного впрыска топлива максимальная мощность возрастала до 500 л.с. С удельной мощностью 18,2 л.с./т ожидалась максимальная скорость 60 км/ч при запасе хода до 250 км. На Typ 250 предусматривалась полностью автоматическая гидромеханическая трансмиссия Voith.

Она состояла из двух гидротрансформаторов, трёхскоростной коробки передач и двухпоточного механизма поворота типа double differential. Водитель лишь задавал режим работы (передний ход, нейтраль или задний ход), а передачи переднего хода переключались автоматически. Для движения на высокой скорости по хорошим дорогам предусматривалась четвёртая передача, в которой для снижения расхода топлива гидротрансформатор не использовался. В качестве альтернативы предлагался проект Typ 255 с механической трансмиссией, однако подробных данных о нём у автора нет.

Компоновка и бронирование Typ 250. Схемы сделаны неким П. Шмидтом по памяти

Надо сказать, с Typ 250 и Typ 255 до сих пор немало путаницы. Дело в том, что в документах CIOS они по ошибке назывались E.25, хотя и со знаком вопроса. Отсюда возник миф, будто на E.25 планировалась башенка с автоматической пушкой, хотя она предусматривалась только проектами Porsche.

Подводя итоги

С лета 1943 года немцы вели работы по созданию многоцелевых танков в лёгком и среднем весе сразу по трём направлениям: VK 28.01, Typ 245 и Schwerer kleiner Panzerkampfwagen/Typ 250. А ведь нужно учитывать, что примерно в то же время под руководством Генриха Книпкампа из Отдела №6 Управления вооружений разрабатывались безбашенные танки E-10 и E-25. Уже в октябре 1943 года отказались от VK 28.01. Porsche и Rheinmetall продолжали работу и в следующем году.

Схема гидромеханической трансмиссии Typ 250. Voith снова предлагала что-то необычное

Вероятно, их деятельность по многоцелевым танкам закончилась в сентябре или октябре 1944 года с принятием последней программы танкостроения Третьего Рейха. Таким образом, сначала немцы распыляли усилия, затем махнули рукой на получившиеся наработки и… снова начали новую программу по разработке многоцелевого лёгкого шасси 38 D! Разумеется, с таким подходом к развитию бронетехники немцы и вовсе остались без современных лёгких танков.

Что касается многоцелевых танков Porsche и Rheinmetall, то оценивать их непросто, поскольку они так и не были построены в металле. С одной стороны, эти проекты не были проработаны до конца. Например, не вполне ясно, как предлагалось заменять ствол пулемёта MG.42 на Typ 245-011. 12-цилиндровый двигатель на 500 л.с. для Typ 250 существовал только на бумаге, да и к трансмиссии фирмы Voith есть вопросы. Союзники отмечали, что использование гидромуфт вместо фрикционов в механизме поворота приведёт к задержке около секунды (этот принцип был испытан на TOG.1A). Инженеры Voith были уверены в работоспособности идеи, хотя до испытаний дело так и не дошло. Но самые главные трудности были с вооружением. Фирма Rheinmetall так и не успела довести до ума автоматическое орудие MK 112. Если бы работы по Typ 245 продолжались и в 1945 году, танк пришлось бы перевооружать.

Как и Typ 250, E 25 проектировался с подвеской вне корпуса, кормовой трансмиссией и поперечным расположением двигателя. Однако никакой башенки с автопушкой у него нет

С другой стороны, в проектах многоцелевых танков Porsche и Rheinmetall применили немало новых идей, которые были очень кстати идущему в тупик немецкому танкостроению. Предложенная концепция лёгкого шасси с простой ходовой частью и рациональной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения могла быть с успехом использована для создания новой САУ на замену StuG III и Jagdpanzer 38(t). Проблема в том, что Typ 245 и Typ 250 с самого начала были обречены. В декабре 1943 года Фердинанд Порше был снят с должности главы Танковой комиссии. Его влияние в танкостроении явно уменьшилось, да и своей производственной базы у фирмы Porsche не было. Наконец, у многоцелевых танков были конкуренты в лице E-10 и E-25, работы над которыми вопреки сложившемуся катастрофическому положению продолжались до конца войны.

Автор выражает благодарность Александру Сотникову за помощь в работе над статьёй.


Источники и литература:

  1. BAMA (Bundesarhiv)
  2. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-1) — Panzer Tracts, 2001
  3. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklaerungs-, Beobachtungs-, and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr. 20-2) — Panzer Tracts, 2002
  4. Walter J. Spielberger. Gepard: The History of German Anti-Aircraft Tanks — Bernard & Graefe, 1982
Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх