На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Warspot

48 подписчиков

Отвага, халатность и невезение против зениток и акул

Казалось бы, что можно придумать в качестве более беззащитной мишени для автоматических зенитных пушек, чем ползущая на высоте 100 метров со скоростью 100 километров в час гигантская туша дирижабля? Кто отважится бросить в атаку подобный аппарат с его мягкой оболочкой и хлипкой застеклённой гондолой без единого сантиметра брони?

Однако люди, сидящие в таких гондолах, порой сами были из железа, свидетельством чему уникальный бой, произошедший летом 1943 года у райского побережья Флориды.

Угроза атак немецких подводных лодок, с января 1942 года терроризировавших судоходство близ американского побережья, заставила военное руководство США принять все возможные меры, в том числе и организовать патрулирование районов мореплавания с воздуха. Среди множества мобилизованных для этих целей летательных аппаратов оказались и дирижабли. Их явными преимуществами перед самолётами были большая продолжительность и малая скорость полёта, которые позволяли надолго буквально зависать над водной поверхностью. Присутствие в небе дирижабля вынуждало попавшую в его поле зрения субмарину находиться постоянно в погружённом состоянии, идти на электромоторах со скоростью 4–6 узлов и расходовать запас кислорода, что значительно снижало её эффективность.

Дирижабль ВМС США типа «К» патрулирует над морем

Наиболее распространёнными были дирижабли типа «К». При длине 76,7 метров они были вооружены четырьмя глубинными (реже — обычными авиационными) бомбами, которые позднее дополнили самонаводящимися авиаторпедами; также в гондоле монтировался один 12,7-мм пулемёт «Браунинг» М2. Для обнаружения субмарин, шедших в надводном положении, использовалось визуальное наблюдение и радиолокационные станции. Помимо этого, на воздушных судах имелись магнитометры, позволявшие засечь вражескую подлодку, находящуюся на перископной глубине. Экипаж воздушного судна обычно состоял из 9–10 человек, полезная нагрузка — 3500 кг, а два двигателя «Пратт-Уитни» R-1340 или «Райт» R-975 мощностью 420–425 л.с. каждый позволяли развивать скорость до 125 км/ч. Вступив во Вторую мировую с четырьмя дирижаблями типа «К», до конца войны американцы построили ещё 130 таких аппаратов, которые оставались на службе ещё полтора десятка лет.

Противники выходят в море

10 июня 1943 года немецкая лодка-ветеран U 134 (тип VIIC), введённая в состав кригсмарине ещё летом 1941 года, покинула французскую базу в Ла-Паллисе. Это был уже девятый её боевой поход и всего второй под руководством нового командира — капитан-лейтенанта Ганса-Гюнтера Брозина (Oblt. Hans-Günther Brosin). Его задачей была борьба с торговым судоходством противника в Карибском море. 8 июля, когда U 134 находилась в районе к югу от Бермудских островов, лодку атаковал патрульный «Маринер» американской военно-морской эскадрильи VP-201, который пилотировал лейтенант Уильям Соверель (William W. Soverel).

Летчики «Маринера» из эскадрильи VP-201, атаковавшие U-134 on July 8, 1943: командир экипажа лейтенант Уильям Соверель (справа) и второй пилот младший лейтенант Джон Хичкок (слева)

Самолёт обстрелял лодку и сбросил, как впоследствии доложил на базу Брозин, «от шести до восьми» глубинных бомб. Во время атаки лётчикам удалось сделать фото субмарины, которое впоследствии сыграет важную роль. Однако на этот раз U 134 уцелела и даже не получила никаких повреждений. Продолжая поход, Брозин направился во Флоридский пролив, разделяющий полуостров Флорида и Кубу с Багамами. Ему предстояла встреча с новым воздушным противником.

18 июля 1943 года в 19:09 дирижабль K-74 из эскадрильи ZP-21, дислоцировавшейся на воздухоплавательной базе ВМС США в Ричмонде (Флорида), вылетел на вечернее патрулирование юго-восточного побережья штата. Помимо поиска подводных лодок, экипаж, состоявший из 10 резервистов флота под командованием лейтенанта Нельсона Гриллса (Nelson G. Grills), должен был приглядывать за танкером и грузовым судном, следовавшими через район патрулирования.

Стояла лунная ночь, видимость была превосходной. В 23:40 оператор РЛС дирижабля Джон Райс (John F. Rice) обнаружил новый контакт, находившийся на удалении восьми миль от K-74. Радист дирижабля Роберт Борн (Robert H. Bourne) доложил об этом на базу радиограммой, в которую при шифровании вкралась ошибка. Истинная позиция дирижабля, 25°59' с.ш. 80°49' з.д., в сообщении превратилась в 25°59' с.ш. 80°11' з.д.

Дирижабль направился в сторону контакта и вскоре обнаружил неизвестную субмарину в надводном положении, шедшую со скоростью 15–18 узлов курсом 220°. Дирижабль дважды облетел лодку, постепенно сближаясь с ней. Лейтенант Гриллс пытался как следует разглядеть цель, одновременно готовясь к атаке, — некоторые члены экипажа K-74 вполне оправданно уверяли, что это именно «740-тонная немецкая подлодка». Её верхняя вахта никак не реагировала на приближавшийся дирижабль, и лодка продолжала двигаться прежним курсом, прямо на эскортируемые дирижаблем суда.

Тогда Гриллс принял решение идти на сближение. Оно было продиктовано как опасением, что предполагаемый противник вскоре обнаружит суда и атакует их, так и азартным желанием поохотиться, в чём лейтенанта обвинили впоследствии. При этом он сознательно нарушал инструкцию, которая не разрешала командирам воздушных судов атаковать подводные лодки в одиночку: слишком уязвимыми целями для зенитной артиллерии были дирижабли.

Командир U 134 капитан-лейтенант Ганс-Гюнтер Брозин не относился к числу титулованных подводников кригсмарине. На его счету было всего два похода в должности командира лодки и ни одной победы

В то же время командир K-74 не был до конца уверен, что обнаруженная лодка не американская. Он приказал стрелку дирижабля Гарнету Эккерту (Garnet Eckert) не открывать огонь до тех пор, пока подлодка не сделает это первой. Он объяснил всем, что если это всё-таки американская подлодка, то она не станет стрелять по своим. В этом случае K-74 просто пролетит над субмариной, обменявшись опознавательными сигналами. В это время бомбардир Айсадор Стессель (Isadore Stessel) занял место у бомбового прицела.

Охотник и жертва меняются местами

В 23:50 K-74 опустился до высоты 250 футов и начал сближаться с субмариной. Пилот выбрал курс, который позволял держать цель между дирижаблем и луной, — лодка была подсвечена, а K-74 оставался в темноте. После того, как дирижабль подобрался к лодке на близкое расстояние, вахтенные наблюдатели U 134 — а это была именно она — наконец-то заметили противника. Немцы тут же начали обстрел дирижабля из двух 20-мм автоматических зенитных пушек. Бортстрелок дирижабля Эккерт открыл ответный огонь из 12,7-мм «Браунинга», установленного в носу гондолы. Несмотря на то, что во время этой неравной дуэли плексиглас, за которым укрывался Эккерт, был разбит, стрелок упорно продолжал вести огонь, и не без успеха: немцы начали стрелять с перебоями.

Дирижабль тем временем продолжал приближаться к подлодке, и Эккерт прекратил стрельбу — U 134 уже вошла в мёртвую для его «Браунинга» зону. Настало время для атаки глубинными бомбами, и Гриллс приказал Стесселю привести в действие механизм для их сброса, что тот и сделал, но в этот момент немецкие снаряды ударили по оболочке: возобновился интенсивный огонь зенитных 20-мм пушек. Впоследствии члены экипажа K-74 вспоминали, что даже палубное орудие немцев успело сделать несколько выстрелов! Дирижабль проплывал над субмариной беззащитной огромной мишенью, по которой было сложно промахнуться. Стессель снова привёл в действие переключатель бомбосбрасывателя, но ничего не произошло.

Пулемётчик из числа экипажа дирижабля типа «К» у бортового «Браунинга»

Вскоре правый двигатель K-74 получил повреждения и загорелся. Дирижабль вышел из-под контроля — его нос задрался вверх, и экипаж попадал со своих мест. Воздушный корабль начал набирать высоту и поднялся примерно на 1000 футов; всё это время кабину нещадно трясло. Чтобы восстановить контроль над K-74, пилот решил сбросить два подвесных топливных бака. Потеря веса вернула дирижаблю устойчивость. Сначала он стабилизировался в горизонтальном положении, а затем из-за утечек гелия через пробоины в оболочке начал снижаться.

Механик Джонатан Шмидт (Jonathan L. Schmidt) сумел погасить пламя в гондоле правого двигателя. Левый двигатель работал, но рули дирижабля не действовали. Теперь K-74 кормой вперёд опускался вниз и вновь не реагировал на действия пилота. Гриллс приказал экипажу сбросить всё, что возможно, чтобы замедлить падение и как можно дольше оставаться в воздухе. Экипаж приготовился к аварийной посадке на воду.

Оператор радара Джон Райс извлёк из кармана таблицу трёхбуквенных условных сигналов и передал её радисту Роберту Борну. Таблица была разработана командиром эскадрильи ZP-21 лейтенант-коммандером Альфредом Коупом (Alfred L. Cope), к которой был приписан K-74, в качестве средства экстренной сигнализации о бедствии в случае боевого контакта с противником. Данная мера была личной инициативой комэска, и таблица была доступна только радистам эскадрильи ZP-21.

Подвеска бомб на внешние пилоны дирижабля типа «К»

Получив коды, Борн стал посылать в эфир трёхбуквенное сообщение «OFU», что означало «Срочно! Нахожусь под обстрелом!» За то короткое время, в течение которого дирижабль опускался в море, радист успел повторить сигнал 16 раз, однако на базе в Ричмонде из-за сильных атмосферных помех он так и не был получен. К счастью, его приняли на дирижабле K-32, который патрулировал Флоридский пролив в соседнем квадрате. Радист с K-32 немедленно передал сообщение о контакте K-74 с противником, оказавшись единственным, кто поднял тревогу. Несомненно, что и другие радиостанции приняли радиограмму, но никто не смог понять, что означают какие-то три буквы…

Тем временем зенитки U 134 продолжали дырявить оболочку дирижабля — до тех пор, пока снижавшийся K-74 не вышел за пределы досягаемости их огня. В 23:55 воздушное судно под углом в 30° вошло в воду и начало тонуть. Бой длился всего пять минут, но его последствия тянулись гораздо дольше.

Ночь среди акул

Гондола дирижабля погружалась в воду, и, надев надувные спасательные жилеты, члены экипажа K-74 выбрались из неё. Им не удалось использовать спасательный плот: когда его выбрасывали из гондолы, упустили линь; плот надулся и уплыл, унесённый течением. Опасаясь, что после погружения дирижабля остававшиеся на нём глубинные бомбы взорвутся, воздухоплаватели постарались отплыть от него как можно дальше. Но взрывов не последовало, и чуть позже люди вернулись к обломкам.

Одна группа из пяти человек — радист Роберт Борн, оператор радара Джон Райс, бомбардир Айсадор Стессель, навигатор Дарнли Эверсли (Darnley Eversley) и второй пилот Джон Яндровиц (John Jandrowitz) — собралась возле обломков хвостового оперения, держась за которые можно было отдохнуть. Айсадор Стессель чувствовал себя хуже всех: наглотался солёной воды, когда выбирался из гондолы, вывихнул ногу, а повреждённый полуспущенный жилет плохо держал его на поверхности.

Гондола K-84 — систершипа погибшего K-74. В верхней лобовой части видна установка крупнокалиберного «Браунинга», отклоненного вниз на предельный угол

Другие четверо — бортстрелок Гарнет Эккерт, механик Джонатан Шмидт, фотограф Геррольд Гиддингс (Gerrold M. Giddings) и наблюдатель Джон Ковальски (John W. Kowalski) — держались в стороне от дирижабля, опасаясь, что подводная лодка где-то поблизости, и есть риск попасть в плен. Однако этого не произошло — вопреки распространённому впоследствии мнению, что немецкие подводники якобы вернулись на место крушения и даже подобрали какие-то предметы с дирижабля.

С экипажем не было только командира. Сильное течение отнесло лейтенанта Гриллса в сторону от места катастрофы настолько далеко, что он потерял дирижабль из виду. Через какое-то время лейтенант увидел, как на него надвигается тёмная громадина: это было одно из торговых судов, защищая которые и погиб K-74. Впоследствии Гриллс вспоминал: «Оно шло прямо на меня, и я обезумел: вместо того, чтобы убраться с его пути, я стал кричать и размахивать руками». К счастью для Гриллса, судно прошло мимо, и он опять остался в одиночестве. Поразмыслив, лейтенант решил вплавь добираться до Ки-Уэста.

Тем временем дирижабль K-32, получивший сигнал с K-74 и сообщивший о нём на военно-морскую станцию в Ричмонд, покинул свой район патрулирования и направился к месту событий. Командир эскадрильи ZP-21 Альфред Коуп развил бурную деятельность и приказал вылететь на место крушения K-74 всем остальным исправным дирижаблям эскадрильи. Затем он на машине помчался на ближайшую пристань береговой охраны и сам вылетел на поиски на лёгком гидросамолёте. В район крушения был направлены военные корабли, ближайшим из которых оказался эсминец «Дальгрен» (USS Dahlgren), базировавшийся в Ки-Уэсте. Поиск осложнялся тем, что в радиограмме, отправленной радистом K-74 после установления контакта с U 134, были указаны неправильные координаты, как говорилось выше.

Эсминец «Дальгрен»

Утром 19 июля приблизительно в 07:45 командир эскадрильи наконец-то обнаружил обломки K-74 и обе группы его экипажа, но высокая волна не позволила гидросамолёту сесть. Коуп покачал подчинённым крыльями в знак того, что заметил их, и полетел к «Дальгрену», чтобы наводить корабль. Примерно через полчаса после того, как гидросамолёт улетел, последние обломки K-74 ушли под воду. Вскоре барахтающиеся в воде люди услышали два приглушённых подводных взрыва: это сдетонировали остававшиеся на борту дирижабля глубинные бомбы.

Вокруг были видны спинные плавники акул, которые постепенно подбирались к добыче. После того, как хвост K-74 утонул, группа, которая оставалась рядом с дирижаблем, под действием волн потеряла свою сплочённость. Обессиленный Стессель в пробитом спасательном жилете вскоре отстал от товарищей на 50 футов, и рядом с ним появилась акула. Бомбардир ушёл под воду, затем на мгновение появился на поверхности, уже в крови — и исчез навсегда. Остальные четверо собрались спиной к спине и достали ножи, чтобы хоть как-то защитить себя. Акулы кружили рядом, но больше не атаковали.

К счастью, помощь была уже близко. В 09:45 «Дальгрен» поднял на борт Эккерта, Шмидта, Гиддингса и Ковальски, а в 10:00 на палубе оказалась и вторая группа, при этом круживших неподалёку акул пришлось отпугивать огнём из «Томпсонов». На борту эсминца врач осмотрел спасённых и оказал им первую помощь.

Оставалась неизвестной лишь судьба лейтенанта Гриллса, поэтому поиски продолжились. В конце концов, вечером его обнаружили наблюдатели с одного из круживших в небе дирижаблей и навели на командира K-74 охотника за подводными лодками. После 19 часов в воде Гриллс страдал от обезвоживания и солнечных ожогов, однако в целом был в порядке и успел проплыть половину из 20 миль, что отделяли его от Ки-Уэста в начале пути. Он сообщил, что провёл большую часть времени в компании акул — они плавали рядом, но, к счастью, не атаковали.

Расследование по горячим следам

Сразу после инцидента началось расследование причин отказа бомбосбрасывателей. Командир эскадрильи лично изучил механизм, аналогичный стоявшему на K-74 — всё срабатывало в штатном режиме. Однако он не исключал возможности того, что в боевых условиях рукоятка с замка снялась, но сам механизм сброса по какой-то причине не взвёлся. Оценивая действия лейтенанта Гриллса, командир эскадрильи писал в своём отчёте:

«Инструкции требуют, чтобы дирижабль держался вне зоны огня всплывшей подлодки и непрерывно радировал на базу. Так как в районе были важные союзнические суда, и, поскольку лодка не показывала виду, что заметила дирижабль (который для идентификации и слежения за ней был вынужден войти в зону поражения артиллерией лодки), было принято решение атаковать. В ночное время идентификация в большинстве случаев приводит к сближению на такую дистанцию, что делает её синонимом атаки в том случае, если судно окажется вражеским».

По мнению Коупа, Гриллс в какой-то степени оказался заложником ситуации: пытаясь идентифицировать лодку, он вольно или невольно должен был приблизиться к ней. Боевое столкновение становилось неизбежным, если подлодка оказалась бы вражеской — как это и произошло. В заключении своего отчёта командир эскадрильи предлагал усовершенствовать установленный на дирижаблях типа «К» бомбосбрасыватель L21A: заузить канал, по которому скользила рукоятка, чтобы манипулятор сброса взводился при любом движении. Также комэск высказывал другие свои выводы и рекомендации:

«1. Сброс бомбы не показался командиру эскадрильи чем-то сложным, но он считает, что в тот момент, когда требуется мгновенный сброс, это может стать сложным для бомбардира. Данная вероятность должна быть устранена.

2. Лейтенант Гриллс заслуживает высокой оценки за его смелую и агрессивную атаку под вражеским огнём, которая была проведена в духе военно-морских традиций и предотвратила возможный ущерб в этом районе от конкретной подводной лодки.

3. Уцелевшие члены экипажа заслуживают похвалы за то, что они, руководствуясь здравым смыслом, использовали все имевшиеся у них возможности, чтобы предотвратить дальнейшие потери.

4. В гондолы дирижаблей типа «К» необходимо установить кормовой пулемёт любого калибра с углами обстрела всей задней полусферы и немного вперёд по бортам и вертикально вниз».

Этот инцидент вызвал оживлённые дебаты среди военных специалистов на тему дальнейшей тактики использования дирижаблей. Отмечалось, что атака Гриллса была проведена авантюрно, а также, что члены экипажа K-74 не были должным образом обучены эксплуатации спасательного оборудования и навыкам выживания. Однако все споры и различные точки зрения по поводу целесообразности применения дирижаблей не смогли побороть аргументы простых моряков, для которых присутствие над торговыми судами воздушных гигантов было огромным моральным стимулом.

30 августа 1944 года коммандер Генри Спайсер (Henry C. Spicer, Jr.), временно исполнявший обязанности командующего дирижаблями Атлантического флота, наградил «Пурпурным сердцем» членов экипажа K-74 механика Джонатана Шмидта, оператора радара Джона Райса и второго пилота Джона Яндровица за ранения, полученные в ходе боевых действий против вражеской подводной лодки. Действия лейтенанта Гриллса отмечены не были: считалось, что в ходе своей неоправданно рискованной атаки он безрезультатно потерял вверенный ему дирижабль, не нанеся при этом немецкой подлодке никаких повреждений.

После гибели K-74 за U 134 началась яростная охота. На следующий день, 19 июля, патрульная «Вентура» из эскадрильи VP-132, пилотируемая лейтенантом Джоном Лоуренсом (John C. Lawrence), обнаружила подводную лодку и сбросила на неё три глубинные бомбы, которые нанесли U 134 серьёзные повреждения; особенно пострадали аккумуляторные батареи. Брозин перебрался в другой район и произвёл ремонтные работы силами экипажа. Дальнейшее патрулирование не принесло ему успеха, и после того, как истощились запасы топлива, U 134 отправилась на базу. Однако до Франции она так и не дошла: 27 августа 1943 года британский фрегат «Ротер» (HMS Rother) атаковал глубинными бомбами в Бискайском заливе к северу от мыса Ортегал немецкую подводную лодку и потопил её. Это была U 134, все 48 членов экипажа которой погибли.

Радиограмма с U 134

В 1952 году Филипп Лундеберг (Philip K. Lundeberg), помощник историка американского военно-морского флота адмирала Самуэля Элиота Морисона (Samuel Eliot Morison), вновь вернулся к теме атаки K-74. Он написал письмо бывшему командиру эскадрильи ZP-21 Альфреду Коупу, в котором запрашивал подробности боя. К тому времени среди трофейных документов Кригсмарине нашлись радиограммы с U 134, посланные на базу во время её последнего похода. Среди них оказалась и та, в которой упоминалось о бое с дирижаблем:

«19 июля в квадрате DM5216 ночная атака военно-морского дирижабля: пять бомб и артобстрел. Цистерна главного балласта №5, правая цистерна быстрого погружения и правая цистерна №4 повреждены. Дирижабль сбит. Много осечек 2-сантиметровых боеприпасов».

Первым её обнаружил помощник бывшего начальника военно-морского командования по подготовке дирижаблей вице-адмирала Чарльза Розендаля (Charles Emery Rosendahl) Гордон Ваэт (Gordon Vaeth), изучавший трофейные немецкие материалы. Именно эта радиограмма послужила причиной письма Филиппа Лундеберга к Альфреду Коупу, между которыми завязалась переписка. Коуп, в свою очередь, связался с Нельсоном Гриллсом. Тот ответил, что уже знает о находке Ваэта и удивился, почему его выводы не были обнародованы, а также попросил Коупа помочь в том, чтобы история гибели K-74 получила достойную оценку.

Реконструированный по радиограммам журнал боевых действий U 134

Найденная радиограмма с U 134 опровергала устоявшееся мнение о том, что бомбардиру Стесселю так и не удалось сбросить бомбы. Более того, из неё можно сделать вывод, что повреждения лодки были вызваны, скорее всего, именно взрывами бомб, которые имели больше шансов повредить цистерны, упомянутые в сообщении Брозина, нежели пули «Браунинга», выпущенные сверху вниз и попадавшие в верхнюю проекцию подлодки.

Интересы бывшего командира дирижабля K-74 и выживших членов его экипажа вызвали большое сочувствие в военно-морских кругах США. Они и вице-адмирал Розендаль потратили долгие годы, добиваясь от Совета по исправлению военно-морских записей рассмотрения этого инцидента. Наконец, в 1960 году, что совпало с датой рассекречивания и опубликования архива подводных сил Кригсмарине, министр ВМС утвердил награждение Нельсона Гриллса крестом «За выдающиеся лётные заслуги». Остальные члены экипажа K-74, остававшиеся на тот момент в живых, были награждены Похвальной медалью (Commendation Medal).

Сколько было бомб?

В этом полете К-74 нес четыре глубинные бомбы: пару типа Mark17 и пару типа Mark24. Две из них размещались в бомбовом отсеке гондолы под полом кабины экипажа, ещё две — на наружной подвеске. Однако Брозин доложил на базу, что был атакован пятью бомбами. Если вспомнить, что в тот момент, когда затонули последние обломки дирижабля, его экипаж услышал два слабых подводных взрыва, которые не могли быть вызваны ничем, кроме как детонацией глубинных бомб, остававшихся на дирижабле, то загадка ещё более усложняется.

Наиболее вероятной выглядит версия, которую изложил профессор кафедры истории Международного университета Флориды Энтони Этвуд (Anthony Atwood). По его мнению, бомбардиру Стесселю удалось сбросить лишь одну пару бомб. Они взорвались в непосредственной близости от подводной лодки на установленной заранее глубине 50 футов, о чём и было упомянуто в немецкой радиограмме. Это как раз и были те несколько взрывов, о которых впоследствии упоминали американцы. Но Гриллс и члены его экипажа приписывали их немецкому палубному орудию, которое, как они считали, сделало по дирижаблю несколько выстрелов.

Фотография U 134, сделанная американскими лётчиками из эскадрильи VP-201 8 июля

Однако на U 134 не было никакой палубной пушки, доказательством чего служит фотография, сделанная американскими лётчиками из эскадрильи VP-201 10 днями раньше, которые 8 июля атаковали лодку на самолёте «Маринер». Таким образом, услышанные экипажем K-74 звуки не могли быть выстрелами из палубного орудия, а являлись взрывами сброшенных Стесселем глубинных бомб. В тот момент лодка снова открыла по дирижаблю огонь из автоматической пушки, и дирижабль вышел из-под контроля, резко задрав нос. Чтобы восстановить контроль над K-74, лейтенант Гриллс сбросил два топливных бака, которые упали в море — именно они и были ещё двумя «бомбами», падение которых наблюдали с подводной лодки. Затем у бомбардира Стесселя начались проблемы с манипулятором, поэтому вторая пара бомб так и оталась на дирижабле. Установленные на глубину 50 футов, они взорвались на следующее утро, когда обломки K-74 погрузились на эту глубину. Возможно, сработали только детонаторы, что объясняет «два слабых взрыва», о которых упоминали воздухоплаватели.

Изложенная Энтони Этвудом версия также может быть подвергнута критике. Например, командир U 134 в своей радиограмме докладывал о том, что на него было сброшено пять бомб, а Этвуд в своих рассуждениях пишет о двух реальных бомбах плюс двух мнимых (топливных баках) — итого получается четыре. Однако с точным их количеством Брозин вполне мог и ошибаться. Если снова вернуться к ситуации с атакой от 8 июля «Маринера» из эскадрильи VP-201, то можно вспомнить, что и тогда командир U 134 не смог точно определить количество сброшенных на его подлодку бомб, указав в своей радиограмме, что их было «от шести до восьми».

Как бы то ни было, в настоящее время версия Энтони Этвуда является наиболее логичной и объясняет все основные противоречия в этой истории.

Заслуженное награждение

Бомбардир Айсадор Стессель стал единственным членом экипажей дирижаблей ВМС США, погибшим в бою. В 1998 году всё тот же Энтони Этвуд опубликовал статью о бое дирижабля с подлодкой, и проживавший во Флориде двоюродный брат бомбардира K-74 Саул Стессель прочёл её. Он познакомился с Этвудом, который и поднял вопрос о посмертном награждении воздухоплавателя.

В результате Айсадор Стессель был посмертно награждён Похвальной медалью, которую вручили Саулу Стесселю как ближайшему на тот момент родственнику бомбардира. Мемориальная церемония состоялась на территории бывшей станции дирижаблей ВМС — спустя долгие годы справедливость восторжествовала.

Автор благодарит Евгения Скибинского (США) за помощь, оказанную в работе над статьёй.


Литература и источники:

  1. J. Gordon Vaeth. Blimps & U-Boats: U.S. Navy Airships in the Battle of the Atlantic — Annapolis: Naval Institute Press, Maryland, 1992
  2. Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942-1945 — Modern Library War, 2000
  3. Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction — Frontline Books, 2014
  4. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 — Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  5. Обухович В.А., Кульбака С.П. Дирижабли на войне — М.: ACT, 2000
  6. http://uboatarchive.net
  7. http://www.alteredearth.com
  8. https://www.history.navy.mil
  9. http://www.uboat.net
  10. http://historisches-marinearchiv.de
  11. http://www.miamimilitarymuseum.com
  12. http://www.ubootarchiv.de

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх