Апогеем советского танкостроения времён Второй мировой войны стал тяжёлый танк ИС-3, который начал сходить с конвейера весной 1945 года. Это была машина с очень необычными для мировых танковых школ углами наклона брони корпуса и литой башни. Конфигурация лба корпуса типа «щучий нос» — так его назвали отечественные конструкторы — оказалась достаточно сложной по конструкции, но весьма эффективной по бронированию схемой размещения бронелистов.
Из-за изменения формы лба корпуса поменялась и форма его бортов — они тоже стали наклонными.Принципы бронирования ИС-3 были использованы в проекте танка ИС-7, разработка которого началась в 1945 году — несколько выпущенных опытных и предсерийных машин имели всё тот же хорошо узнаваемый «щучий нос». Однако от ИС-7 по ряду объективных причин пришлось отказаться.
Наконец, самым известным и самым удачливым «щучьим носом» стал танк, начинавшийся как «Объект 730», а позднее получивший обозначение ИС-5. Его проектирование началось ещё в конце войны, проект возобновляли и откладывали, чтобы возвратиться к нему вновь. В конструкцию ИС-5 постоянно вносились изменения, на нём отрабатывались новые технические решения. В итоге после оценки количества доработок танк решили переименовать — с учётом несчастливых ИС-6 и ИС-7 в начале 1953 года бывший ИС-5 получил обозначение ИС-8.
Почти весь год ИС-8 продолжали испытывать и дорабатывать. Наконец, постановлением Совета министров СССР от 28 ноября 1953 года машина была принята на вооружение Советской армии, и вновь под новым названием — Сталин умер, и аббревиатура «ИС» ушла в прошлое. Новый исполин получил простое имя Т-10, его серийный выпуск начался в середине февраля 1954 года на Кировском заводе в Челябинске. Впереди было больше 10 лет производства, в ходе которых танк постоянно совершенствовался. Попробуем разобраться, как изменялся Т-10, сосредоточившись на внешних отличиях.
ВНИМАНИЕ! Для базовой иллюстрации используются фото Т-10 выпуска осени 1955 года.
До ноября существенных дополнений и изменений в конструкцию не вносилось, однако с декабря началась постепенная модернизация танка. Изменилась вварная часть крыши башни — её форму поменяли с треугольной на овальную. Характеристики последней в испытаниях на ударную прочность оказалась выше, при это площадь самой вварной части стала меньше. Появился выступ на крыше башни с правой стороны.
В апреле 1955 года для простоты обслуживания ведущего колеса заднюю часть подкрылка сделали откидной, на петлях. В августе того же года на откидной части подкрылков появились резиновые противопылевые щитки, а на фаре лобового света — съёмная светомаскировочная насадка.
Изменения, введённые в 1955 году: 1 — в апреле появились петельные кормовые надгусеничные подкрылки; 2 — в августе на кормовых подкрылках стали ставить резиновые щитки; 3 — тогда же, в августе, на фаре появилась светомаскировочная насадка (архив автора)
В 1956 году модернизация началась с января: ввели быстросъемное крепление защиты фары головного света, а также, по аналогии с задними резиновыми брызговиками, начали устанавливать и передние. Нужно отметить, что первые машины имели петельное крепление брызговиков, но в ходе опытной эксплуатации в войсках их зажёвывало и отрывало, поэтому в дальнейшем применили крепление болтами на стальную полосу.
В апреле на маску орудия установили щиток, предохраняющий орудие от нагара после стрельбы из курсового пулемёта ДШК. В июне усилили «стакан» бронировки антенны. В июле на танк поставили модернизированное орудие Д-25ТА, которое оснащалось одноплоскостным стабилизатором ПУОТ-1 «Ураган», а позднее и эжектором. Также на 28 мм уменьшили высоту подвесных топливных баков на корме: теперь они по высоте были вровень с бортом.
Сентябрь ознаменовался появлением на люке механика-водителя шахты и крышки прибора ночного видения ТВН-1. Дополнительно на лобовой броне установили вторую фару ФГ-10 с инфракрасным фильтром. Опытным путём было установлено, что размещение люков забора воздуха с бортов танка ведёт к большей нагрузке на фильтровентиляционную установку ввиду приёма более грязного воздуха. В итоге для этих целей появился люк на крышке МТО, прямо позади башни.
Танк Т-10 выпуска апреля 1956 года, о чём свидетельствуют задние резиновые брызговики, новая защита фары съёмного варианта и дополнительный щиток на маске орудия в районе расположения спаренного ДШКМТ
Танк Т-10 летнего выпуска 1956 года: уже установлена пушка Д-25ТА с эжектором, уменьшены по высоте топливные баки, но ещё нет второй фары ФГ-10. На передних предкрылках установлены планки для резиновых щитков
С 17 мая 1956 года пошла в серийное производство модификация Т-10А. Помимо уже имеющихся изменений, на ней появился стабилизированный прицел наводчика ТПС-1. Изменилась маска орудия, место стандартного прицела занял дублирующий основной ТУП-21. Увеличилась пластина-щиток на маске орудия, предохраняющая ствол от загрязнения пороховым нагаром спаренного 12,7-мм ДШК. Началась установка орудия Д-25ТС, отличающегося от Д-25ТА наличием механизма досылания снаряда и заряда, эжектором и электроспуском.
Танк Т-10А выпуска с мая 1956 года: 1 — бронеколпак прицела ТПС-1 в приливе на левой части башни; 2 — амбразура прицела-дублера ТУП-21 рядом с левым рымом на маске вместо амбразуры прицела ТШ-2-27; 3 — увеличенный защитный щиток на маске орудия; 4 — 122-мм пушка Д-25ТС с механизмом досылания и эжекционным устройством (архив автора)
Разновидности башен танков Т-10 и Т-10А (архив автора)
Постановлением Совета министров СССР от 11 февраля 1957 года танк «Объект 267 сп.2» принимался на вооружение Советской армии под обозначением Т-10Б. От Т-10А его отличал только новый двухплоскостный стабилизатор орудия и курсового пулемета ПУОТ-2 «Гром».
Танки Т-10А и Т-10Б пробыли в серии недолго: уже в сентябре 1957 года на вооружение приняли последнюю и наиболее совершенную модификацию танка Т-10М, но это уже другая история.