Разбитый немецкий пароход «Мендоза» примелькался на фотографиях, связанных со штурмом советскими войсками города-порта Пиллау весной 1945 года. Он стал одним из символов поражения вермахта на Земландском полуострове, но, как часто бывает с символами, реальные факты гибели транспорта остаются в тени. С использованием большого количества открытых не так давно советских и немецких документов можно попробовать восполнить этот пробел и составить хронологию событий.
Три имени, две жизни
Грузовое судно «Баллена» (Ballena) было построено в 1920 году на верфи «Уильям Добсон & Ко» в Ньюкасле. Водоизмещение парохода составляло 8400 тонн, вместимость — 5193 брутто-тонн при длине 121,7 метра и скорости хода 10 узлов. Первым владельцем «Баллены» стала британская компания, которая эксплуатировала его до 1933 года, затем судно ходило под панамским флагом с именем «Маунт Ида» (Mount Ida). Наконец, пароход приобрела немецкая судоходная компания «Гамбург-Зюдамериканише Дампфшиффартс Гезельшафт», давшая ему имя «Мендоза» (Mendoza).
В марте 1940 года пароход реквизировали для военных нужд, а точнее — для операции «Учения на Везере» (Fall Weserübung) по захвату Дании и Норвегии. Затем предполагалось, что «Мендоза» в числе прочих судов будет задействован в операции «Морской лев» (Unternehmen Seelöwe) по вторжению на Британские острова. Высадка, как известно, не состоялась; в августе 1942 года «Мендозу» вернули владельцу, и судно ходило из Норвегии в Германию и обратно.
В первый раз «Мендозе» не повезло 25 октября 1944 года, когда в гавани Гамбурга его пустили на дно бомбардировщики Союзников. Тогда немцы судно подняли, и с февраля 1945 года пароход эксплуатировался вновь. Через месяц, 22 марта, во время очередного рейса «Мендозы» в Пиллау (ныне Балтийск Калининградской области) судно попало под удар группы Ил-2 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
Удары по Пиллау ВВС КБФ начали наносить с 9 марта 1945 года. Для атаки кораблей и судов в этом порту был разработан специальный план «Заря», предусматривавший взаимодействие штурмовиков 11-й ШАД с пикирующими бомбардировщиками Пе-2 из 12-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 8-й минно-торпедной дивизии.
Несмотря на сильное противодействие немецких зенитчиков, серией ударов по порту штурмовикам и пикировщикам до конца месяца удалось потопить и повредить целый ряд кораблей и судов, а так же нанести значительный ущерб инфраструктуре порта и зенитным батареям. Немецкие истребители над Пиллау фактически были представлены одной группой, которая всё реже вылетала на перехват из-за недостатка топлива и потерь в самолётах.
Рутина весны 1945 года
Собственно говоря, день 22 марта 1945 года был для 11-й ШАД совершенно обычным. Накануне вечером командир дивизии отдал приказы своим полкам на следующий день:
«21 марта 1945 года в 23:55 командир дивизии приказал командирам 8-го и 47-го ШАП с 07:00 22.03.1945 иметь по 12 Ил-2 в 30-минутной готовности для уничтожения кораблей противника по данным воздушной разведки. Бомбовая зарядка — восемь Ил-2 ФАБ-250 и четыре Ил-2 ФАБ-100. Остальной боевой состав иметь в часовой готовности для действий по плану «Заря». Командиру 9-го ИАП с 07:00 22.03.45 иметь в 30-минутной готовности весь боевой состав для прикрытия Ил-2 8-го и 47-го ШАП, из них четыре истребителя в готовности №1 на ПВО аэродромов».
Некоторые проблемы для взлёта самолётов могли представлять раскисшие из-за дождей аэродромы, но уже утром они начали приходить в норму.
22 марта в 09:25 командующий ВВС КБФ отдал приказ командиру 11-й ШАД нанести удар по Пиллау согласно плану «Заря». В 10:05 в воздух поднялись 15 штурмовиков Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий — старший лейтенант В.М. Дубина) под прикрытием 15 истребителей Як-9 9-го ИАП (ведущий — майор И.С. Платонов).
В 10:40 три пятёрки штурмовиков с одного захода, в планировании с 1100 м до 100 м на боевом курсе 120°, атаковали в военной гавани Пиллау транспорт водоизмещением 2500 тонн, вспомогательное судно водоизмещением 1500 тонн и тральщик, а также ещё один транспорт водоизмещением 3000 тонн на внешнем рейде. Расход боеприпасов составил 22 бомбы ФАБ-250, 16 бомб ФАБ-100, 1450 снарядов к пушкам ВЯ, 120 патронов к пулемётам БС, 2000 патронов к пулемётам ШКАС.
Экипажи штурмовиков отметили одно прямое попадание ФАБ-250 и одно попадание ФАБ-100 в транспорт водоизмещением 2500 тонн, а также два прямых попадания ФАБ-100 в транспорт водоизмещением 3000 тонн. Кроме того, по докладам лётчиков, две ФАБ-250 разорвались в 3–4 метрах от вспомогательного судна. Истребители сопровождения наблюдали прямые попадания бомб в носовую часть транспорта водоизмещением 3000 тонн.
В итоге штаб ВВС КБФ в оперсводке от 22 марта записал на счёт 8-го Гв.ШАП потопление транспорта водоизмещением 3000 тонн. Немецкие документы конца войны пестрят пробелами, но, вероятно, фактически получило повреждения опытовое судно «Вулленвефер» (Wullenwever), пострадавшее в этот день от близкого разрыва бомбы.
Два советских штурмовика получили повреждения от зенитного огня и вышли из строя на срок до суток. Истребители люфтваффе сумели перехватить штурмовики лишь на выходе из атаки, но никаких успехов не добились. По донесению истребителей 9-го ИАП, над целью группу встретили два ФВ-190 и четыре Ме-109. Завязав с ними бой, советские лётчики без собственных потерь заявили один «Мессершмитт» (лейтенант М.И. Бурцев) и один «Фокке-Вульф» (старший лейтенант Н.Ф. Курдюков). В 12:00 все советские штурмовики и истребители первой волны благополучно вернулись на свои аэродромы.
За 15 минут до посадки штурмовиков 8-го Гв.ШАП командующий ВВС КБФ приказал командиру 11-й ШАД готовить к удару по кораблям в порту Пиллау самолёты 47-го ШАП. Исполняя приказ, в 13:42–13:46 к цели отправились 18 Ил-2 этого полка (ведущий — капитан Ю.А. Акаев) в сопровождении 16 Як-9 9-го ИАП (ведущий — капитан П.С. Сычёв).
В 14:28 тремя шестёрками «Илы» одним заходом с высот 200–150 м на боевом курсе 100°атаковали один транспорт в 8000 тонн и одну быстроходную десантную баржу (БДБ) в проливе Зеетиф (район порта Пиллау). Расход боеприпасов составили 72 бомбы ФАБ-100, 2200 снарядов ВЯ, 760 патронов БС, 2750 патронов ШКАС. Экипажи штурмовиков наблюдали два прямых попадания бомб в транспорт водоизмещением 8000 тонн и одно — в БДБ. Истребители сопровождения подтвердили прямое попадание бомбы в транспорт, стоявший в проливе Зеетиф. Тем не менее штаб ВВС КБФ в оперсводке от 22 марта записал результат атаки 47-го ШАП так: «Разрывы бомб в расположении цели. Прямых попаданий не отмечено».
Вероятно, именно этот налёт и стал началом конца парохода «Мендоза»: место атаки совпадает с положением корпуса судна, найденным впоследствии комиссией по определению результативности ВВС КБФ. По немецким данным, комендант Пиллау доложил, что в результате близких разрывов бомб на «Мендозе» были затоплены два трюма, и оно село кормой на грунт. Судя по всему, первые повреждения были незначительными: на судне велись спасательные работы, и командование порта не теряло надежды спасти его.
Немецких истребителей группа 47-г ШАП не встретила, но зенитным огнём был сбит один «Ил-2». Его пилот младший лейтенант Абдрахим Файзрахманов погиб, воздушный стрелок младший сержант Алексей Николаевич Самойлов попал в плен. В аварийном акте о потере самолёта значилось: «При бомбоштурмовом ударе по плавсредствам противника в порту Пиллау с сильным противодействием огня ЗА и МЗА противника над целью сбит прямым попаданием ЗА. Самолёт загорелся и упал в районе цели». Ещё шесть штурмовиков были выведены из строя на срок до двух суток, истребители сопровождения потерь и повреждений не имели.
Тем временем удар по Пиллау нанесла третья группа штурмовиков. В 15:30 взлетели очередные 15 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий — старший лейтенант С.Н. Красовский), их истребительное прикрытие обеспечивали 14 Як-9 12-го ИАП (ведущий — капитан Д.И. Парфёнов) из 9-й ШАД.
В 16:17 три пятёрки «Илов» вышли в атаку — одним заходом, планируя с высоты 1400 м до 200 м, на боевом курсе 150°. При этом 10 самолётов атаковали транспорт водоизмещением 3000 тонн в Нефтяной гавани, а остальные пять штурмовиков — три БДБ у косы Фрише-Нерунг. Расход боеприпасов составил 24 бомбы ФАБ-250, восемь бомб ФАБ-100, 1900 снарядов ВЯ, 340 патронов БС, 3150 патронов ШКАС. Экипажи наблюдали прямые попадания ФАБ-100 в одну БДБ, вызвавшие взрыв большой силы. Прямых попаданий в транспорт не отмечалось, бомбы рвались от него в 3–4 метрах. Пушечно-пулемётным огнём штурмовики уничтожили два самоходных парома.
Штаб ВВС КБФ в оперсводке от 22 марта засчитал в этом вылете лётчикам 8-го Гв.ШАП потопление одной БДБ. Действительно, согласно немецким документам, бомба угодила в БДБ F-874, которую 1 апреля сочли негодной для ремонта и исключили из состава флота. Ответным зенитным огнём были повреждены три штурмовика, которые вышли из строя на срок до трёх суток. Истребители 12-го ИАП немецких самолётов не встретили и благополучно вернулись домой.
К вечеру, в 16:50, командующий ВВС КБФ приказал в четвёртый раз вылетать на Пиллау, но, получив данные от метеорологов об ухудшении погоды, отменил приказ. Немецкие транспорты и корабли, в том числе повреждённый «Мендоза», почти на два дня укрылись от ударов с воздуха за дождём и туманом.
Продолжение после паузы
Продолжение последовало 24 марта. Как и ранее, штурмовики 11-й ШАД действовали над Пиллау в соответствии с планом «Заря». Из документов 11-й ШАД:
«Время 10:00, командующий приказал: командиру 11-й ШАД по данным своей воздушной разведки уничтожать транспорты и корабли противника в порту Пиллау согласно плану «Заря». Время 10:05, командир дивизии приказал:
Командиру 8-го Гв.ШАП всем составом боевых экипажей к 10:30 быть в 30-минутной готовности для уничтожения кораблей и транспортов противника в порту Пиллау. Бомбовая зарядка ударной группы — ФАБ-250, группа подавления ПВО — бомбы ФАБ-100 и АО-25. Прикрытие — 14 Як-9 12-го ИАП.
Командиру 47-го ШАП всем составом боевых экипажей к 10:30 быть в 30-минутной готовности к бомбоштурмовому удару по транспортам противника в порту Пиллау. Бомбовая зарядка — ФАБ-250. Командиру 9-го ИАП 14 Як-9 прикрыть бомбоштурмовой удар 47-го ШАП по транспортам противника в порту Пиллау.
Порядок действий всех авиаполков — по плану «Заря». Ведущим идёт 8-й Гв.ШАП. Взлёт по сигналу с КП дивизии».
Однако в 12:30 пара истребителей-разведчиков из 9-го ИАП обнаружила на выходе из Пиллау конвой, по донесению пилотов состоявший из четырёх транспортов и двух сторожевых кораблей. Получив данные о конвое, командир 11-й ШАД решил нанести по нему удар штурмовиками 8-го Гв.ШАП и 47-го ШАП.
В 12:54 для уничтожения конвоя взлетели 18 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий — капитан К.В. Благодаров), минутой позже в воздух поднялись 13 Ил-2 47-го ШАП (ведущий — лейтенант В.П. Остапенко). Истребительное прикрытие 8-го Гв.ШАП обеспечивали 15 Як-9 12-го ИАП (ведущий — капитан П.И. Хорунжий), а 47-го ШАП — 14 Як-9 9-го ИАП (ведущий — майор С.Е. Бредихин).
Первыми в атаку вышли «Илы» 8-го Гв.ШАП. В 13:47 в точке с координатами 54°39' с.ш., 19°34' в.д. пилоты обнаружили конвой в составе четырёх транспортов и сторожевого корабля, идущий курсом 260° со скоростью 6 узлов. С одного захода, с планирования, три шестёрки штурмовиков с высот 1300–100 м атаковали два транспорта водоизмещением до 4000 тонн каждый. Расход боеприпасов составил 30 ФАБ-250, 12 ФАБ-100, 3900 снарядов ВЯ, 5000 патронов ШКАС. Экипажи наблюдали прямое попадание одной ФАБ-100 в кормовую часть транспорта водоизмещением до 4000 тонн, который остался на плаву. Немецких истребителей в воздухе не было, зенитным огнём были повреждены три штурмовика, которые вышли из строя на трое суток. Штаб ВВС КБФ в оперсводке от 24 марта подтвердил успех экипажей 8-го Гв.ШАП.
Через две минуты после 8-го Гв.ШАП в атаку вышли 13 Ил-2 47-го ШАП. В 13:49 в точке 54°39' с.ш., 19°34' в.д. одним заходом с планирования с высот 1100–150 м, на боевом курсе 350° двумя группами они атаковали два транспорта водоизмещением 3000 и 4000 тонн из состава конвоя. Расход боеприпасов составил 20 ФАБ-250, 12 ФАБ-100, 2100 снарядов ВЯ, 410 патронов БС, 4000 патронов ШКАС. Экипажи наблюдали прямое попадание одной ФАБ-250 в транспорт водоизмещением до 4000 тонн, на котором наблюдался пожар и большой силы взрыв. Пилоты истребителей 9-го ИАП тоже наблюдали прямое попадание одной бомбы в транспорт, на котором в результате произошёл взрыв и пожар. Штаб ВВС КБФ в оперсводке от 24 марта констатировал, что транспорт повреждён.
Увы, установить, добились ли пилоты штурмовиков каких-то успехов в этом вылете, пока не удалось, но в научный оборот постепенно вводятся всё новые документы и, возможно, будет установлено, кто стал целью атак. Зенитным огнём были легко повреждены два «Ила» из 47-го ШАП (вышли из строя на срок до восьми часов), ещё на одном при возвращении с задания начались проблемы с двигателем. Пилот посадил его на аэродроме Повунден, устранил повреждения и вернулся домой. Истребители сопровождения повреждений не имели.
Из-за атаки конвоя удар по Пиллау никто отменять не собирался, и как только группы произвели посадку, механики стали готовить самолёты к новому вылету. Из документов 11-й ШАД:
«17:20, командир дивизии приказал: командиру 8-го Гв.ШАП — 15 Ил-2, командиру 47-го ШАП — 10 Ил-2 нанести повторный удар по кораблям противника в порту Пиллау с задачей потопить транспорт [водоизмещением] 10 000 [тонн в проливе] Зеетиф. Запасная цель — три сторожевых корабля у выхода из [пролива] Зеетиф и до 10 БДБ и сторожевых катеров, перевозящих войска через Фришес-Хафф. Вылет в 17:45. Ведущим идёт 8-й Гв.ШАП. Схема удара по плану «Заря». Командиру 9-го ИАП — 14 Як-9 прикрыть бомбоштурмовой удар 47-го ШАП, командиру 12 ИАП — 16 Як-9 прикрыть бомбоштурмовой удар 8-го Гв.ШАП».
Исполняя приказ командира дивизии, в 17:40 взлетели 13 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий — старший лейтенант В.М. Дубина), следом, через 5–10 минут — 12 Як-9 12-го ИАП (ведущий — старший лейтенант В.А. Тихомиров), 10 Ил-2 47-го ШАП (ведущий — лейтенант В.П. Остапенко), 12 Як-9 9-го ИАП (ведущий — майор С.Е. Бредихин).
Первыми в атаку в 18:38 вышли штурмовики гвардейского полка. Атаку произвели традиционно одним заходом с планирования с высот 1100–100 м, на боевом курсе 120°, атаковав транспорт водоизмещением до 8000 тонн и БДБ в Нефтяной гавани. Израсходовали: 22 ФАБ-250, 8 ФАБ-100, 1750 снарядов ВЯ, 3200 патронов ШКАС, 4 реактивных снаряда РС-82, 40 патронов БС.
Экипажи наблюдали одно прямое попадание ФАБ-250 в корму транспорта, вызвавшее взрыв и пожар, а корма транспорта погрузилась в воду. Помимо транспорта, экипажи штурмовиков наблюдали одно прямое попадание бомбы в БДБ, на которой произошёл взрыв, и один близкий разрыв бомбы ФАБ-250 рядом с буксиром. Штаб ВВС КБФ в оперсводке от 24 марта записал, что пилоты 8-го Гв.ШАП потопили один транспорт в 5000 тонн, одну БДБ и повредили один буксир.
В ходе этого удара фактически был потоплен пароход «Мендоза», поскольку, по донесению коменданта Пиллау, 24 марта 1945 года судно получило дополнительные повреждения. Из-за этого пароход решили оставить, сняв с него часть оборудования и запасы угля. Помимо донесения коменданта Пиллау, факт гибели транспорта доказывают снимки фотоконтроля, привезённые штурмовиками 8-го Гв.ШАП — на них виден близкий разрыв или попадание в корму бомбы ФАБ-250.
Идентифицировать БДБ пока невозможно — вероятно, за неё приняли лихтер с боеприпасами, который, по немецким документам, был потерян в тот день. Повреждённым буксиром, скорее всего, стал «Геркулес» (Herkules), затонувший 24 марта вследствие попадания бомб.
В этом вылете немецкие истребители пытались приблизиться к «Илам», но были перехвачены «Яками» 12-го ИАП. В воздушном бою ведущий группы старший лейтенант В.А. Тихомиров сбил один из «Фокке-Вульфов», что наблюдали экипажи штурмовиков — это была 12-я личная победа аса. Немецкие зенитчики, как обычно, стреляли довольно метко: три штурмовика получили лёгкие повреждения.
Через минуту после 8-го Гв.ШАП в атаку вышли штурмовики 47-го ШАП. В 18:39 одним заходом с планирования с высот 1600-300 м на боевом курсе 110° четыре Ил-2 атаковали транспорт водоизмещением до 10 000 тонн в проливе Зеетиф, а другие шесть штурмовиков бомбили сторожевой корабль в заливе Фришес-Хафф и пушечно-пулемётным огнём обстреляли две батареи МЗА в районе авиационного завода. Расход боеприпасов составил 8 ФАБ-250, 16 ФАБ-100, 1200 снарядов ВЯ, 1800 патронов ШКАС, 400 патронов БС. Экипажи наблюдали прямое попадание одной авиабомбы ФАБ-100 в сторожевой корабль, на котором возник пожар; кроме того, штурмовики 47-го ШАП доложили о подавлении огня двух батареи МЗА.
Штаб ВВС КБФ в оперсводке от 24 марта зафиксировал доклад экипажей 47-го ШАП о попаданиях в сторожевой корабль. Вероятнее всего, целью штурмовиков стал учебно-торпедный корабль ТS-8, получивший повреждения вследствие атак советской авиации. В немецких документах отмечено, что на береговых зенитных батареях в ходе налётов уничтожен пост управления зенитным огнём, были потери и в личном составе — возможно, причиной стал пушечно-пулемётный огонь штурмовиков 47-го ШАП.
В атаке штурмовики 47-го ШАП потеряли один Ил-2, сбитый зенитным огнём, его экипаж — пилот младший лейтенант Василий Александрович Коновалов и стрелок младший сержант Георгий Николаевич Утишев — погиб. В аварийном акте о потере самолёта сообщалось:
«При бомбоштурмовом ударе по плавсредствам противника на подходе к порту Пиллау в 8–10 км, сильное противодействие огня ЗА и МЗА, на пикировании сбит прямым попаданием ЗА. Самолёт загорелся и упал в воду в 3–4 км от цели. Экипаж погиб».
Помимо одного не вернувшегося штурмовика, огнём зенитной артиллерии были повреждены ещё три, которые вышли из строя на срок до четырёх суток.
А вот у немецких истребителей опять не получилось помешать штурмовикам. Пара «Мессершмиттов» пыталась атаковать «Илы», но, перехваченная истребителями прикрытия 9-го ИАП, была сбита — победы заявили старший лейтенант Н.Ф. Курдюков и младший лейтенант А.П. Думнов. Сами истребители 9-го ИАП потерь и повреждений не имели.
В дальнейшем фактически брошенный «Мендоза» неоднократно подвергался атакам как флотских, так и армейских самолётов, особенно сильным 20–21 апреля 1945 года, и медленно превращался в груду металла.
Остаётся загадкой, почему в советских документах транспорт называется «Ливерпуль» — вероятнее всего, это ошибка советских офицеров, осматривавших судно после захвата Пиллау. На борту могли остаться какие-то предметы или бумаги, связанные с первым владельцем — компанией «Пасифик Стим Навигейшн» из Ливерпуля. По советским документам, судно находилось в проливе Зеетиф у Нефтяной гавани, где получило до 12 прямых попаданий авиабомб ФАБ-100 и ФАБ-250. Смертельным для судна стало попадание ФАБ-250 «в приводную часть кормы» — именно такое попадание видно на фотографии, сделанной во время атаки штурмовиков 8-го Гв.ШАП 24 марта.
По данным советских специалистов, обследовавших судно, «кормовая часть по вторую палубу затоплена, средняя часть выгорела». Так закончилась история одного из символов падения Пиллау, для штурмовиков же 11-й ШАД ВВС Балтийского флота после событий 24 марта 1945 года в привычной уже гавани нашлась новая работа.
Источники:
- Документы филиала Центрального архива МО РФ в Гатчине (Архив ВМФ)
- Документы британского национального архива — перехваты по операции «Ультра»