На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Warspot

46 подписчиков

Подвижная дивизия: от Львова до Днепра

Первые недели операции «Барбаросса» показали, что словацкая армия абсолютно не приспособлена к современной манёвренной войне. Уже в ходе боевых действий ей пришлось перестраиваться, формируя новые соединения. Самым сильным среди них стала Подвижная дивизия.

История Подвижной дивизии началась 25 июля 1941 года, когда министр национальной обороны генерал Чатлош приказал расформировать Полевой корпус, создав вместо него две дивизии: Подвижную и Охранную.

Командиром первой из них 1 августа был назначен полковник Йозеф Туранец, ранее командовавший 1-й дивизией. В должность он вступил 12 августа.

Организация

Подвижная дивизия создавалась на базе некоторых частей расформированного Полевого корпуса, а также Подвижной бригады, фактически прекратившей своё существование после боёв за Липовец. В состав дивизии вошли:

  • командование (штабная рота, штабная автоколонна, взвод охраны, мотоциклетный взвод, отделение жандармерии, полевой суд);
  • 20-й моторизованный полк (I/20 и II/20 пехотные батальоны, 20-я рота противотанковых пушек, 20-я батарея горных орудий);
  • 21-й моторизованный полк (I/21 и II/21 пехотные батальоны, 21-я рота противотанковых пушек, 21-я батарея горных орудий);
  • 11-й артполк (I/11 и II/11 дивизионы);
  • 11-й разведывательный дивизион;
  • 2-й батальон связи (телеграфная рота, радиорота, парк связи);
  • 11-й сапёрный батальон (две сапёрные роты, мостовая колонна, сапёрный парк);
  • 11-я рота противотанковых орудий;
  • 11-я горная батарея;
  • группа зенитной артиллерии (8-я тяжёлая и 13-я лёгкая батареи);
  • тыл дивизии (три грузовые автоколонны, интендантский парк, оружейный парк, медицинская рота, медицинская автоколонна и полевой госпиталь, ряд других подразделений);
  • 1-я разведывательная эскадрилья.

105-мм пушка vz. 35, буксируемая автомобилем «Шкода» 6ST6-L.
Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. I. V operacii Barbarossa. – Bratislava, 2007

По сравнению с Подвижной бригадой дивизия имела гораздо более сильную пехотную составляющую, но по другим аспектам была ослабленной. Прежде всего, она была полностью лишена бронетехники: после боёв за Липовец все уцелевшие танки и бронеавтомобили Подвижной бригады пришлось отправить на ремонт в Словакию. 11-й артполк, переданный в дивизию из Подвижной бригады, также был сокращён — вместо трёх дивизионов в нём осталось два, а количество орудий сократилось с 36 до 20 (I/11 дивизион располагал тремя четырёхорудийными батареями 100-мм гаубиц vz. 30, а II/11 — одной батареей таких гаубиц и одной 105-мм пушек vz. 35). Дивизия имела сорок 37-мм противотанковых пушек vz. 37 (по 12 в трёх ротах противотанковых орудий и 4 — в разведывательном дивизионе), но эффективно поражать танки Т-34 и КВ могли лишь восемь орудий: четыре 105-мм пушки vz. 35 из II/11 дивизиона и четыре зенитки Flak 18 из 8-й тяжёлой зенитной батареи. 13-я лёгкая зенитная батарея располагала дюжиной 20-мм автоматов vz. 36. Наконец, каждая из трёх горных батарей имела четыре 75-мм пушки vz. 15, использовавшиеся в качестве пехотных орудий.

Для транспортировки мотопехоты Подвижной дивизии применялись грузовые автомобили.
Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. I. V operacii Barbarossa. — Bratislava, 2007

По состоянию на 20 августа 1941 года, когда комплектование Подвижной дивизии почти завершилось, в соединении насчитывалось 8451 человек личного состава (в том числе 301 офицер). Помимо тяжёлого вооружения, имелось 2111 пистолетов, 4895 карабинов, 265 ручных и 57 станковых пулемётов, 22 миномёта. Транспортный парк насчитывал 282 велосипеда и 1289 механических транспортных средств: 138 мотоциклов (в том числе 9 с коляской), 201 легковой автомобиль, 950 грузовых и специальных автомобилей.

Техническое состояние транспорта стало настоящей головной болью для командования дивизии. Хотя Министерство национальной обороны старалось выделять для Подвижной дивизии преимущественно специальные военные автомобили, полностью отказаться от применения мобилизованных гражданских машин не удалось, а их техническое состояние нередко было далёким от идеального. Да и военные автомобили, пережившие, по выражению одного из офицеров, «четыре мобилизации и три войны [против Венгрии, Польши и начальный этап войны против СССР — прим. автора]», были не в лучшем состоянии. Компенсировать это словаки пытались усилением личного состава (они стремились закрепить за каждым грузовиком двух водителей: при ремонте дополнительная пара рук не бывает лишней) и приданием подвижных автомастерских каждому подразделению звена батальон/дивизион. Практика показала, что ремонтных возможностей этих мастерских не хватает.

Ещё одним недостатком транспортного парка Подвижной дивизии, быстро проявившим себя в условиях Восточного фронта, являлось полное отсутствие гусеничных или полугусеничных тягачей: осенняя распутица часто становилась непреодолимым препятствием даже для военных автомобилей, не говоря о мобилизованных гражданских машинах. Полковник Туранец прекрасно осознавал эти проблемы, отметив в своём дневнике ещё в конце июля 1941 года: «…с имеющимися в наличии устаревшими транспортными средствами невозможно реализовать то, что замышляет г-н министр. Крайне необходимо получить современные транспортные средства для перевозки всего имущества дивизии».

Сомнения Туранца в возможностях его соединения усилились после ознакомительной поездки, предпринятой 1-3 августа. Он посетил части, выделяемые в состав Подвижной дивизии, а также штаб Подвижной бригады, находившийся в то время в Ильинцах. В составленном 5 августа рапорте Туранец требовал усилить свою дивизию хотя бы батальоном танков, дополнительно тремя ротами противотанковых орудий (чтобы довести их численность до уровня немецкой пехотной дивизии) и двумя батареями тяжёлых зенитных орудий (предназначенных прежде всего для борьбы с танками). Артполк предлагалось усилить до четырёх дивизионов (по 12 орудий): двух дивизионов 100-мм гаубиц и двух — 105-мм пушек. Кроме того, Туранец настаивал на выделении гусеничных тягачей хотя бы для батарей 75-мм орудий (передвижение их на поле боя силами расчёта было затруднено, а буксировка автомобилями — невозможна) и усилении авиационного компонента одной истребительной и одной бомбардировочной эскадрильями. Теоретически Министерство национальной обороны могло удовлетворить запросы Туранца, но это означало бы полное опустошение арсеналов словацкой армии. В результате для Подвижной дивизии выделили лишь одну роту противотанковых орудий (11-ю) и одну тяжёлую зенитную батарею (8-ю).

По замыслу генерала Чатлоша, Подвижная дивизия должна была участвовать в боевых действиях непродолжительное время, после чего её следовало вывести на отдых. Тем временем была бы сформирована новая дивизия, укомплектованная немецким вооружением, которая и сменила бы Подвижную дивизию на фронте.

Подготовка и выдвижение

В начале августа 1941 года части и подразделения, выделенные в состав Подвижной дивизии, занимались интенсивной боевой подготовкой. Пехотные полки, ставшие моторизованными, отрабатывали новые тактические элементы: быструю погрузку и выгрузку из автомобилей, марши на автомобилях. Большую помощь в этом оказывали офицеры немецкой группы связи при Подвижной дивизии, возглавляемой подполковником фон Лангсдорфом. Кульминацией стали полковые учения с боевой стрельбой на полигоне Янов (северо-западнее Львова), на которых присутствовали генерал Чатлош и другие высокопоставленные словацкие и немецкие военные. 12 августа прошли такие учения 20-го моторизованного полка, а на следующий день — 21-го полка. Артиллерийскую поддержку во время учений обеспечивал 1-й дивизион 31-го артполка охранной дивизии, поскольку «штатный» 11-й артполк находился в это время в Ильинцах.

14 августа части Подвижной дивизии были сосредоточены в районе западнее Львова. Началась подготовка к маршу на фронт, который предстояло проделать собственными силами по маршруту Львов — Тернополь — Винница — Ильинцы. Согласно приказу, дивизия должна была выйти в район сосредоточения к 21 августа, поступив в распоряжение группы армий «Юг». Из-за технических и организационных проблем начало марша, намеченное на 16 августа, пришлось перенести на два дня.

Ранним утром 18 августа моторизованные колонны Подвижной дивизии двинулись в путь. Ещё до полудня они в образцовом порядке проследовали через Львов и далее двинулись по шоссе на восток. За первый день дивизия преодолела 150 км, при этом из-за поломок и аварий выбыли из строя 22 автомобиля. На следующий день колонны двинулись из Золочева на Тернополь и далее на Проскуров (ныне — Хмельницкий). На пути словаки могли наблюдать следы боёв: только между Золочевом и Тернополем они насчитали вдоль дороги 122 уничтоженных или брошенных советских танка.

Штабной автомобиль «Прага» AV преодолевает мост. В реке — сброшенный с моста танк Т-28.
Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. I. V operacii Barbarossa. — Bratislava, 2007

После полудня 18 августа части дивизии пересекли старую советско-польскую границу у городка Волочиск. После очередного ночлега, 20 августа в 6:00, марш продолжился, и к вечеру дивизия добралась до Винницы. В 19:00 был получен приказ, изменявший первоначальный план: вместо Ильинцев пунктом назначения дивизии стала Белая Церковь. В Виннице соединению дали двухдневный отдых, а 21 августа к дивизии присоединился 11-й артполк и ряд более мелких подразделений, «унаследованных» от Подвижной бригады и прибывших из Ильинцев. Полковнику Туранцу пришлось решать неожиданные организационные проблемы: оказалось, что командир 11-м артполка майор Калло своевременно не озаботился отправкой на родину лишнего личного состава, и теперь эта проблема была возложена на штаб Подвижной дивизии.

Не покладая рук работали ремонтники: по прибытии в Винницу ремонта требовали 11 мотоциклов, 6 легковых и 27 грузовых автомобилей. Большинство поломок были не слишком серьёзными (на ремонт каждого транспортного средства требовалось 6-8 часов), однако сказывалась нехватка ремонтного оборудования и квалифицированного персонала.

Колонна грузовиков «Татра» 27 Подвижной дивизии движется к фронту.
Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. I. V operacii Barbarossa. — Bratislava, 2007

Ранним утром 23 августа Подвижная дивизия вновь двинулась в путь, её колонна растянулась на 120 км. Организация движения требовала немалых усилий, поскольку в противоположном направлении непрерывно шли немецкие колонны снабжения, а дорога находилась в плохом состоянии. Если на территории Западной Украины, ранее принадлежавшей Польше, попадались участки дорог с твёрдым покрытием, то с пересечением старой границы словакам пришлось двигаться почти исключительно по грунтовым дорогам. Лишь иногда попадались участки, мощённые булыжником, но они имели недостаточную ширину. Учитывая почти постоянное движение во встречном направлении, автомобилям приходилось правыми колёсами месить грязь.

23 августа к 19:00 дивизия, преодолев за день около 140 км, достигла городка Сквира в 38 км к востоку от Белой Церкви. Этот марш стоил соединению ещё десяти выбывших из строя автомобилей.

Размокшая дорога стала серьёзным препятствием для штабного автобуса «Заурер». Несколько таких машин передали в распоряжение Подвижной дивизии Словацкие железные дороги.
Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. I. V operacii Barbarossa. — Bratislava, 2007

В Сквире дивизия оставалась до 12 сентября, находясь в резерве группы армий «Юг». Эти несколько недель были потрачены на ремонт техники и интенсивные учения. Личный состав отрабатывал атаки позиций противника с «лисьими норами» (с которыми пришлось столкнуться у Липовца), штурм дотов с применением подрывных зарядов, борьбу с танками и конвоирование военнопленных.

11 сентября дивизию передали в состав немецкого 34-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Фердинанда фон Шааля. На следующий день полковник Туранец в сопровождении немецкого офицера связи отбыл в штаб 34-го корпуса в Кагарлык (примерно 90 км от Сквиры). На совещании командиру Подвижной дивизии была поставлена задача занять позиции на правом берегу Днепра южнее Киева, в районе Украинка-Ходосовка, сменив там 514-й пехотный полк 294-й пехотной дивизии. Одновременно часть сил (мостовая колонна в полном составе, батарея 105-мм пушек, взвод 20-мм зениток и одно 88-мм орудие) выделялись в распоряжение командира 132-й пехотной дивизии для оказания поддержки при форсировании Днепра.

Грунтовые дороги, размокшие от дождей, оказались непроходимыми даже для трёхосной штабной «Праги» AV, и обратный путь, занявший шесть часов, Туранец проделал на «Кюбельвагене», одолженном фон Шаалем. Было ясно, что в таких условиях моторизованное соединение не имеет никаких шансов добраться до фронта, но 13 сентября дороги немного подсохли, а в ночь на 14-е, хотя и моросил дождик, состояние дорожного покрытия оставалось сносным. 14 сентября в 7:00 колонны словацкой дивизии начали движение: соединению предстояло участвовать в битве за Киев.

Продолжение следует


Литература:

  1. Kliment С.K. Slovenská armáda 1939-1945. – Praha: Naše vojsko, 2003
  2. Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. I. V operacii Barbarossa. – Bratislava, 2007
  3. Mičianik P. Slovenská armada v ťažení protiv Sovetskemu Svazu. III. Rýchla divízia. – Bratislava, 2009
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх