Военно-исторические реконструкторы пытаются воссоздать материальную культуру той или иной эпохи, в том числе военную униформу, оружие и другие элементы снаряжения. Этот процесс так или иначе касается военной истории и одновременно затрагивает целый ряд смежных, гораздо более «мирных», видов деятельности. В современном виде военно-историческая реконструкция является относительно молодым явлением, возникшим лишь несколько десятилетий тому назад. Но её исторические корни кроются в далёком прошлом и уходят во времена античности.
Начальная история
В Риме эпохи Империи нередко во время гладиаторских игр воссоздавались великие сражения прошлого. Например, Август во 2 году до н.э. приказал выкопать на берегу Тибра специальное озеро размерами 557×536 м с островом посередине. На этом водоёме 30 бирем и трирем с посаженными на них гребцами и матросами воспроизводили битву афинян и персов. Однако и это, и последующие сражения затмила навмахия, устроенная в 52 году императором Клавдием при спуске Фуцинского озера. В ней принимали участие 100 военных кораблей, включая триремы и квадриремы, и 19 000 бойцов — в основном гладиаторов и приговорённых к смерти преступников. По завершении празднеств оставшиеся в живых получили императорское помилование и были отпущены на свободу.
В эпоху расцвета турниров в XV–XVI веках участвовавшие в них рыцари нередко принимали имена и облик знаменитых воителей прошлого, персонажей рыцарских романов или легенд о короле Артуре. При дворах итальянских правителей эпохи Ренессанса частенько устраивались потешные представления, воспроизводившие реальные или выдуманные сражения. Одно из таких празднеств в 1473 году устроил кардинал Пьетро Риарио для своего дяди, папы Сикста IV, и многочисленных гостей. Программа празднества включала разнообразные развлечения. После обеда гостям была представлена инсценировка сражения между войсками христиан и турок. В битве участвовали пехота, конница и артиллерия. Воздвигнутые на площади декорации изображали полевые укрепления. Турки потерпели поражение. Уцелевшие воины и пленники согласились принять христианство и в стихах с соответствующей просьбой обратились к папе. Закончился праздник триумфальным шествием по улицам Рима.
Эглинтонский турнир
Хотя после 1600 года турниры постепенно сошли на нет, их реконструкции — то есть военные игры, которые имитировали другие военные игры, — оставались довольно популярными. Между 1750 и 1839 годами в Европе состоялось не менее 18 рыцарских реконструкций. Ярким примером такого рода праздника стал турнир, который 30 августа 1839 года устроил граф Арчибальд Монтгомери в своём замке Эглинтон в Шотландии. Приглашение принять участие в турнире получили 150 наиболее родовитых британских аристократов. Около 40 из них ответили согласием. Подготовка к мероприятию, включая закупку или изготовление необходимого снаряжения, а также обучение участников будущего состязания, заняла почти год. Доспехи были позаимствованы из арсенала Тауэра или из старинных родовых коллекций. Многим из потенциальных участников состязаний доспехи предков оказались малы, и их пришлось подгонять под увеличившийся рост и комплекцию.
Для проведения состязания специально было построено ристалище с деревянными трибунами и палаточным лагерем для участников. Вход на праздник был свободным: предполагалось, что прибыль поступит от продажи еды, напитков и сувениров. Организаторы ожидали, что в день открытия посмотреть представление соберутся 4000 зрителей, но на деле съехалось не менее 50 000 человек. Среди них был и Луи-Наполеон, будущий император французов, живший в то время в Англии. Праздник открылся торжественным шествием участников турнира. Каждого сопровождала большая свита. К сожалению, в самый разгар мероприятия разразился ужасный ливень, и в считаные минуты ристалище превратилось в размокшее болото. Но даже без главного развлечения, то есть самого турнира, представление пользовалось большим успехом и сыграло свою роль в подъёме исторического сознания британцев.
Мир Дикого Запада
Вновь исторические реконструкции стали популярными на рубеже XIX и ХХ веков. Это была эпоха колониальной экспансии, и красочные публичные представления, в которых время от времени участвовали настоящие или ряженые аборигены, должны были стать живой иллюстрацией событий, происходивших на отдалённых театрах военных действий. С особым размахом эта идея была реализована в Соединённых Штатах, где на протяжении примерно 50 лет, между 1870 и 1920 годами, возник целый жанр передвижных представлений, связанных с миром Дикого Запада. Первоначально это были театральные постановки, но со временем они развились в крупномасштабные шоу со стрельбой, лошадиными скачками и сценами охоты, в которых были задействованы сотни людей. Некоторые сюжетные линии и персонажи основывались на реальных событиях, другие являлись плодом фантазии.
Одним из первых представлений этого жанра были «Скауты прерии», дебютировавшие в декабре 1872 года в Чикаго. Основателем шоу и одним из его участников являлся Нед Бантлайн, автор дешёвых романов о жизни на Диком Западе. Другие роли исполняли Уильям Ф. Коди (в будущем знаменитый Баффало Билл), ковбой и скаут Джек Омохундро по прозвищу Техасец Джек, итальянская танцовщица Джузеппина Морлаччи. Хотя критики разругали спектакль, он имел успех и прославил Уильяма Коди, который в 1883 году создал «Шоу Дикого Запада Баффало Билла».
Это было представление совершенно нового типа, с которым Коди продолжал выступать вплоть до 1915 года. Его продюсер Джон Берк использовал в работе инновационные методы рекламы, что поспособствовало успеху и широкой популярности шоу. «Шоу Дикого Запада» восемь раз совершало турне по Европе. Первая такая поездка состоялась в 1887 году в рамках американской выставки в Лондоне. На представлении 20 июня 1887 года присутствовала королева Виктория и члены королевской семьи, включая будущего короля Георга V и кайзера Вильгельма II. Всего за время гастролей было дано более 300 представлений и продано 2,5 млн билетов.
В годы расцвета в шоу одновременно принимало участие до 1200 исполнителей (ковбоев, скаутов, индейцев, военных, мексиканцев), а также множество животных, включая буйволов и техасских мустангов. Каждое представление продолжалось три или четыре часа. Программу открывал выезд всех участников. Дальше следовали охота на бизонов, ограбление поезда, сражения с индейцами. В грандиозном финале, называвшемся «Атака на горящую хижину», всадники-индейцы нападали на мирных поселенцев, поджигали постройку, но в последний момент защитников хижины «спасали» Баффало Билл, ковбои или мексиканцы. Время от времени публике демонстрировались реконструкции сражения при Литтл-Бигхорне. В роли генерала Кастера обычно выступал «король ковбоев» Бак Тейлор. После его «гибели» на сцене появлялся Баффало Билл, который опаздывал к финалу сражения и мстил за Кастера, «убивая» и «скальпируя» вождя шайенов по имени Жёлтая Рука.
В «Шоу Дикого Запада» участвовали многие известные ковбои: сам Уильям Коди, Бак Тейлор, Бронко Билл, Джеймс Лоусон, Билл Баллок, Тим Клэйтон, Койот Билл и Бридл Билл. Кроме «белых» были задействованы индейцы, набиравшиеся в основном из племён Великих равнин, таких, как лакота. На короткое время к «Шоу Дикого Запада» присоединился вождь Сидящий Бык, который был одной из главных его «звёзд». Он сдружился с Баффало Биллом и охотно принял от него в подарок лошадь, когда возвращался домой. Среди других знаменитых вождей индейцев, участвовавших в представлении, были Красное Облако, Джозеф и Джеронимо.