На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Warspot

46 подписчиков

Поход «глухих»

Первый шаг к известности будущий подводный ас Эрих Топп сделал 11 июля 1940 года, выведя из Киля в поход субмарину U 57. Месяцем ранее он принял её под командование и теперь жаждал отличиться и завоевать доверие своего экипажа. Судьбе было угодно разделить этот поход на две части и наполнить его всевозможными трудностями.Первая часть стала успешной для Топпа. Уже 20 июля он вернулся в Берген без торпед, потратив их на потопление двух судов. Правда, успех был омрачён поломкой шумопеленгаторной станции, столь важного и нужного для подлодки прибора. Но Эриха Топпа это не остановило, и он снова вышел в море. Вторую часть его плавания можно назвать походом «глухих».

«Серые волки» в капкане

U 57 покинула Берген вечером 22 июля в компании U 61 и судна «Арктурус». Их сопровождали тральщики. Расставшись с эскортом в 22:30, Топп начал одиночное плавание. Наученный горьким опытом, он вёл «двойку» противолодочным зигзагом, опасаясь торпед английских субмарин, которые караулили немецкие лодки на выходе из Бергена. На этот раз всё прошло без эксцессов.

Эрих Топп у перископа. Судя по тому, что в руке он держит справочник судов Гренера, командир U 57 пытается определить тип замеченного судна.
tvre.org

После полуночи 23 июля U 57 сменила курс и пошла на запад. Ей удалось избежать подводной угрозы, но вскоре появились английские самолёты. В 09:41 лодка уклонилась погружением от первого из них. Но, когда спустя двадцать минут она всплыла на поверхность, ей снова пришлось нырять: на дистанции в 5000 м показался гидросамолёт типа «Валрус». Он не давал U 57 покоя на протяжении нескольких часов, периодически загоняя её под воду. Но Топп был упрям, и, стоило «Валрусу» исчезнуть из виду, он всплывал, чтобы продолжить движение.

В 17:30 справа по борту показались Шетландские острова. Так как лодка находилась слишком близко к ним, Топп решил нырнуть и пройти мимо островов после наступления темноты. В 22:19 он всплыл, но впереди показались тени неизвестных кораблей. Тогда командир U 57 отказался от движения в надводном положении и решил ждать дальше, а затем идти под водой. Но все планы нарушила радиограмма Дёница, принятая сразу после полуночи 24 июля. В ней содержался запрос на оказание помощи сбитому самолёту. Так как до района бедствия было около 50 миль (92 км), Топп ответил согласием и взял курс в нужный квадрат.

В 01:38 в небе показались красные огни — опознавательные сигналы с двух немецких самолётов. Лодка ответила. Один из самолётов сделал круг над субмариной. Топп предположил, что они тоже занимаются поисками. Однако спустя два часа была объявлена воздушная тревога, и U 57 срочно погрузилась. На высоте 20 м к ней на большой скорости приближался неизвестный самолёт. Спустя 20 минут лодка всплыла, но самолёт снова загнал её под воду. Топп дождался, когда он улетит, всплыл и продолжил движение к месту поиска.

Лодка прибыла в нужный квадрат утром 24 июля. В течение светового дня она искала пилотов и обломки самолёта. Тщетно: море было пустым. К 16:00 «двойка» прекратила поиск. Топп решил двигаться к острову Фэр-Айл, чтобы пройти его с наступлением сумерек. Спустя четыре часа остров показался по правому борту. Но внезапно появившийся самолёт вынудил лодку погрузиться и оставаться в подводном положении ещё час. Когда наступили сумерки, она всплыла и начала движение. Однако к полуночи 25 июля у Фэр-Айл показались эсминцы: сначала два, потом ещё четыре. Корабли объединились в один отряд и взяли курс прямо на U 57.

Топп понял, что крепко влип. Эсминцы быстро приближались. Пробовать удрать от них на дизелях — дело бессмысленное. Оставалось только погрузиться. После ухода под воду он развернул лодку на 90 градусов и дал полный ход. Спустя десять минут U 57 снизила его до малого, а потом остановилась, замерев на глубине 80 м. Корабли медленно прошли над «двойкой», ощупывая глубины «Асдиками». Субмарину они не обнаружили: быстрое течение помогло немецким подводникам, снизив качество работы английских гидролокаторов.

Остров Фэр-Айл лежит на почти одинаковом расстоянии между Оркнейскими и Шетландскими островами. Он невелик: всего 4,8 км в длину и 2,4 км в ширину (в самом широком месте), его общая площадь — чуть больше 8 км². Берег составляют крутые скалы. Именно у этого острова U 57 попала в ловушку, устроенную англичанами в ночь с 24 на 25 июля 1940 года.
wondnature.ru

Так как шумопеленгаторная станция U 57 не работала, Топп поднялся на перископную глубину. Но в перископ ничего не было видно. Поэтому он решил всплыть и попробовать уйти из опасного района на дизелях. В 02:45 лодка появилась на поверхности:

«Всплыли. Позиция очень неблагоприятная, так как перед красным рассветом представляем собой чёткий силуэт для ищущих нас эсминцев. Не продуваясь, пошёл полным ходом.

02:55 Срочное погружение! Приближаются самолёты, высота 40–50 м, дистанция 2000 м. Затем эсминцы с углом цели 0° (то есть идут курсом прямо на подлодку — прим. автора). Очень умно! Отошёл курсом, перпендикулярным тому, что у эсминцев, в северном направлении».

Спустя полчаса U 57 подвсплыла под перископ, чтобы увидеть действия вражеских кораблей, занятых её поиском. Но командир не смог ничего толком разглядеть. Через несколько минут самолёт сбросил бомбы рядом с лодкой. Топп увёл «двойку» вниз на 80 м, а затем отошёл подальше от того места, где его обнаружил самолёт. Стало понятно, что английские пилоты действовали совместно с эсминцами и навели их на U 57 сразу после первого контакта с лодкой. Вскоре послышались звуки «Асдика», а затем раздались взрывы четырёх глубинных бомб. Эсминец прошёл над лодкой, а затем медленно удалился.

По мнению Топпа, его не обнаружили только потому, что район поиска был неудобным для работы гидролокаторов. Но неисправные шумопеленгаторы сводили это преимущество на нет. В результате эсминцы не могли «найти» лодку, а та не могла от них оторваться. Тогда командир U 57 решил не мучиться с отходом, а просто дождаться, когда неприятель уйдёт. Лодка легла на дно на 120-метровой глубине и затаилась. Это сработало: спустя несколько часов корабли ушли. Субмарина пролежала на грунте до 16:00, а затем всплыла и взяла курс на Шетландские острова. «Серые волки» вырвались из капкана.

Сезон охоты

Топп осознавал всю рискованность прохода через пролив между Оркнейскими и Шетландскими островами и потому решил обогнуть последние с севера. Но и этот маршрут не был безопасен. За ночь 26 июля U 57 четыре раза уклонялась погружением от английских самолётов. Утром лодка приняла радиограмму из штаба подводных сил, в которой Дёниц указал ей новую позицию — воды у Бат оф Льюис, самой северной точки Внешних Гебридских островов, у входа в пролив Минч. Топп закончил огибать Шетландские острова к полудню 27 июля. Во время движения ему не давал покоя один «Сандерленд»: гидросамолёт преследовал лодку всё утро и улетел лишь после полудня.

В 11:50 U 57 заметила на большом расстоянии четырёхмачтовый пароход, шедший на высокой скорости. Лодка осторожно сближалась с ним, а когда «Сандерленд» исчез из виду, дала полный ход в сторону замеченного судна. К 13:47 Топп обогнал его и погрузился для предзалпового маневрирования. Рассматривая пароход в перископ, командир U 57 отметил, что это «маленькое 2000-тонное судно серого цвета с финским флагом, но без нейтральной маркировки на борту». В 14:45 субмарина выпустила в него торпеду с дистанции 350 м. Затем Топп наблюдал любопытную картину: «угорь» подпрыгнул на 1–2 м перед носом парохода! Спустя некоторое время торпеда взорвалась, отработав свой ход. «Финн» спокойно продолжил путь, как будто его вовсе и не атаковали. Стрелять второй раз было уже неудобно, и Топп отпустил судно восвояси.

Летающая лодка «Шорт Сандерленд» из 210-й эскадрильи Королевских военно-воздушных сил совершает противолодочное патрулирование. Самолёты такого типа были противниками Топпа в его первом походе.
wwiivehicles.com

В 16:20 «двойка» всплыла и продолжила следовать на позицию, куда прибыла к вечеру того же дня. После полуночи 28 июля пролив Минч осветился навигационными огнями. Это шёл конвой! Подобраться к нему в надводном положении было невозможно из-за круживших в небе самолётов. Топп погрузился и начал сближение, рассчитывая атаковать последнее судно. Но конвой оказался небольшим и хорошо охраняемым. Немцы отказались от нападения, оставив его в покое.

Когда рассвело, Топп стал наблюдать за районом. Оказалось, что это настоящее осиное гнездо, заполненное небольшими сторожевыми кораблями. Действовать в нём с неисправными шумопеленгаторами было бы сложно. А тут ещё, как назло, воды затянуло туманом, который снизил видимость до 500–2000 м. К удивлению Топпа, утром 29 июля пришла радиограмма от Дёница, где командующий предлагал U 57 сменить позицию на вход в Северный канал, если нынешняя позиция не имеет перспектив для успеха. Но командир «двойки» решил остаться ещё на день–другой, чтобы разобраться, какие перспективы и возможности сулит пролив Минч.

Послеполуденное наблюдение показало, что сторожевиков стало ещё больше. В 16:00 лодка нарвалась на выскочивший из тумана эсминец. Она быстро погрузилась, и уже на глубине немцы слышали, как корабль ведёт поиск «Асдиком». Подвсплыв под перископ, Топп отметил, что видимость стала ещё хуже. Эсминец вскоре исчез в тумане. Такая активность сил противолодочной обороны означала лишь одно: приближался конвой. И действительно, в 16:50 перископ заполонил борт большого судна. Но атаковать его было нельзя из-за неудобной позиции для стрельбы. Далее глазам Топпа открылась следующая картина:

«Наблюдаю: 3 колонны крупных судов, расстояние между колоннами 300–400 метров, наружные колонны можно разглядеть с трудом. Нахожусь впереди 2 пароходов из средней колонны. Большего из поворота достичь не удаётся. Быстро погрузился на 20 метров. Работа гидролокатора прекращается. Всплыл под перископ. Инженер-механик не может стабилизировать лодку достаточно быстро. «Быстро вернуть на перископную глубину» на полном или самом полном ходу происходит во время ожидания парохода из наружной колонны. Хочу подойти после поворота к следующему судну из наружной колонны для выстрела».

Один из британских конвоев. Снимок сделан с эсминца «Вэнити», входившего в его эскорт. Октябрь 1940 года.
ww2today.com

Но атака не состоялась. По необъяснимым причинам лодка всплыла на 8 м, показав перископ из воды больше чем нужно. Экипаж принимал все меры, чтобы вернуть её на перископную глубину. Неудачно. Контроль над субмариной был потерян в самый важный момент. Когда нужно было стрелять, она то всплывала, то ныряла обратно. Топп решил дать экипажу время, чтобы утихомирить «брыкавшуюся лошадку». Но время работало не на них. Шумопеленгаторная станция неисправна, а поднять перископ нельзя. Немцы не знали, что происходило наверху. В эти минуты Топп горько жалел, что не может следовать данным акустика.

«1. Если бы только конвой был услышан ранее.

2. Если бы я только мог маневрировать под водой по звуковым пеленгам».

Согласно записи в журнале U 57, он клятвенно пообещал себе по возвращении на базу сделать всё возможное для ремонта неисправного прибора. Можно только удивляться уверенности Топпа, что он непременно сумеет вернуться.

В 17:16 «двойка» появилась на поверхности. Туман сгустился так, что далее 50–100 м ничего не было видно. Дав полный ход, лодка двинулась вслед за конвоем, который уходил в сторону пролива Пентланд Ферт. Через час видимость улучшилась, и немцы рассмотрели его колонны во всей красе. Однако к вечеру снова сгустился туман. Контакт с конвоем был потерян окончательно. Топп прекратил его поиски и вернулся на прежнюю позицию.

Дорога во Францию

Днём 30 июля погода всё ещё оставляла желать лучшего. Но это никак не влияло на работу противолодочных сил: сторожевые корабли активно патрулировали пролив Минч. Им помогали самолёты, кружившие над районом входа в пролив. Наблюдая за их работой, Топп предположил, что можно рассчитывать на приход ещё одного конвоя. Он терпеливо ждал новой добычи, но она всё не появлялась. Наконец в 14:00 1 августа командир решил покинуть Минч:

«Хотя осталось только 13,56 тонны топлива, меняю район действия на Северный канал с конечной целью ухода в Лориан, пройдя при этом через зону активного судоходства».

Из этой записи становится понятно, что охотничий пыл командира U 57 не угас. Так как вторая часть его похода оказалась менее удачной, чем первая, он рассчитывал исправить ситуацию во время возвращения во Францию. Четыре неизрасходованных «угря» должны были найти свои цели. В 21:30 «двойка» оповестила штаб о смене позиции и взяла курс к Северному каналу. Ответ с подтверждением и координатами нового района действия пришёл от Дёница утром 2 августа. Также командующий сообщил Топпу, что у Северного канала работают ещё четыре лодки.

U 57 достигла новой позиции после полуночи 3 августа. Хотя подходы к Северному каналу патрулировали английские сторожевые корабли, Топп всё-таки хотел попытать счастья. В 03:55 верхняя вахта доложила о контакте с одиночным судном на дистанции 2–3 тысячи метров. Лодка начала преследовать цель. Быстро обогнав пароход, Топп погрузился для атаки. Но его смущали данные по скорости парохода: сначала он оценил её в двенадцать узлов, затем в восемь. Выбрав последнее значение, командир U 57 выпустил торпеду с 1000 м, но промахнулся. Как позже выяснилось, скорость судна была меньше заявленной.

Шведское судно «Атос», потопленное U 57 3 августа 1940 года.
wrecksite.eu

Неудача не смутила Топпа, и он продолжил преследование. Но, когда лодка заняла идеальную позицию для стрельбы, появление сторожевика спутало немцам все планы. Лодка уклонилась от него погружением, отказавшись от атаки. Следующее судно показалось в 07:45. Это был загруженный пароход, следовавший на юг. U 57 погрузилась и начала сближение с ним, дав полный ход. В 08:07 Топп атаковал цель одной торпедой с дистанции в 1550 м. Промах. Спустя три минуты он повторил выстрел по тем же данным, изменив лишь глубину хода «угря» с четырёх до трёх метров. Через минуту и сорок одну секунду раздался взрыв: торпеда поразила пароход в котельное отделение, и он быстро затонул. Топп опознал атакованное судно как шведское:

«(…) тоннаж 500 тонн, шведские нейтральные знаки, новый пароход».

Командир «двойки» оказался прав. Это было шведское судно «Атос» (2161 брт), следовавшее из Ливерпуля в финский Петсамо. Нейтрал был потоплен в «зоне F», включавшей в себя район западного побережья Шотландии, северного побережья Ирландии, Гебридских островов и подходы к Северному каналу. Германия объявила о создании зоны 25 мая 1940 года, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Великобритании. Теперь любые суда (за исключением дружественных) могли быть атакованы без предупреждения в пределах 60 миль (111 км) от Великобритании. Вне их подводная война велась с соблюдением призового права.

После атаки «шведа» у Топпа осталась последняя торпеда, которую он не хотел везти во Францию. Так как над местом потопления начали кружить английские гидросамолёты, U 57 не удалось далеко отойти после всплытия. Поэтому она снова погрузилась и подняла перископ для изучения обстановки. Море было спокойным, но стоял туман. В 15:42 Топп заметил весьма заманчивую цель — лайнер типа «Алькантара» (22 200 брт). Оба судна этого типа с началом войны Адмиралтейство использовало как вспомогательные крейсера. Но всадить торпеду лайнеру в борт немцам не удалось: он быстро скрылся в тумане, идя зигзагом на высокой скорости.

Британский лайнер «Астурия». Вероятнее всего, 3 августа 1940 года Топп видел именно это судно, так как его систершип «Алькантара» находился в тот момент в Южной Атлантике.
upload.wikimedia.org

Вечером 3 августа, находясь в надводном положении, U 57 обнаружила небольшой танкер, который шёл параллельным курсом. Топп начал манёвр обгона, но внезапно видимость ухудшилась до 300 м. Обогнав судно, лодка резким поворотом вышла на позицию для стрельбы. Атаковать с 300 м было неудобно: танкер мог заметить субмарину и отвернуть. Так и произошло. Когда в 21:15 «двойка» выпустила в него торпеду, судно увернулось, совершив резкий поворот. Затем оно начало передачу по радио, сообщая о замеченной подлодке. Тогда Топп повернул U 57 на запад, чтобы противник видел его манёвр, а отойдя подальше, благоразумно сменил курс. Затем он сообщил в штаб о том, что идёт в Лориан, отметив в журнале следующее:

«Решение: так как зона очень перспективна, не упуская возможностей (для атаки — прим. автора), одновременно принимая во внимание отказ шумопеленгаторной станции и другие небольшие неполадки, начинаю возвращение в Лориан».

Дёниц одобрил решение, предупредив об английской подлодке к востоку от Северного канала. После полуночи 24 августа Топп покинул свою позицию и начал огибать Ирландию с запада. Путь к Франции осложняли английские самолёты, патрулировавшие воды к югу от Ирландии. Но U 57 удалось преодолеть опасный участок и выйти к Лориану к вечеру 7 августа. На подходах к порту её встретили эскортные корабли, которые привели лодку в Лориан к 19:16 того же дня.

Выводы

Так завершился первый поход Эриха Топпа в качестве командира субмарины. По стечению обстоятельств, он разделился на две части: короткую и длинную. Первая длилась девять суток, из которых только пять являлись боевыми. 15–20 июля U 57 потопила одиночное судно и, атаковав английский конвой, отправила на дно ещё один пароход. Вторая часть длилась 17 суток (22 июля — 7 августа) и была менее успешной: всего один пароход. Таким образом, общий результат Топпа в его первом походе составил три судна общим тоннажем 10 612 брт при расходе десяти торпед.

Для командира-новичка это был хороший итог, если учесть непростые условия, в которых приходилось действовать. Неисправность шумопеленгаторной станции сказалась на успешности лодки. Удивляет решение Топпа продолжать поход после возвращения U 57 в Берген 20 июля 1940 года: зная о невозможности ремонта такого важного устройства, он снова вышел в море и добился успеха, хотя это было непросто.

Один из немногочисленных снимков Эриха Топпа в качестве командира U 57. Его лодка вернулась в Лориан вечером 7 августа 1940 года. К этому времени в гавани уже находилась и U 99 Отто Кречмера, вернувшаяся из похода двумя днями ранее. Кречмер был награждён Рыцарским крестом и после церемонии вручения награды раздавал интервью военкорам. Они также интервьюировали и Топпа, только что вернувшегося из похода. На фото запечатлены Топп и Кречмер во время беседы с корреспондентами.
expressdigest.com

С одной стороны, это выглядит довольно безрассудно, ведь отсутствие помощи со стороны акустика неоднократно ставило Топпа в сложное положение в районах активности вражеской противолодочной обороны. Ярким примером тому является случай у острова Фэр-Айл 25 июля, когда U 57 угодила в ловушку, преследуемая самолётом и эсминцами. Шансы уцелеть были весьма невелики. И, хотя Топп сумел выкрутиться из сложившейся ситуации, проявив выдержку и мастерство, можно сказать, что ему и его экипажу сильно повезло.

С другой стороны, выход в море на неисправной субмарине говорит о том, что её командир не хотел отсиживаться на базе, пока была хоть небольшая возможность действовать. Для командира-новичка Топп проявил большую агрессивность и волю к победе. К такому же выводу пришел и Карл Дёниц. Выслушав доклад командира U 57 и ознакомившись с его записями в журнале боевых действий, командующий дал такое заключение:

«Бесполезность шумопеленгаторной станции была исключительно неприятным фактом. В районах активного присутствия вражеских сил ПЛО и особенно в условиях плохой видимости шумопеленгатор является очень ценным прибором. К сожалению, верфь не может привести устройство в полностью работоспособное состояние (…)

Поход проведён с особым мужеством, выносливостью и талантом; несмотря на плохую погоду и трудности, командир добился на своей лодке прекрасного успеха».

Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй

Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  3. Cremer, P. U-Boat Commander / Р. Cremer. — United States Naval Inst., 1987.
  4. Topp, E. Fackeln über dem Atlantik / Е. Topp. — Verlag E. S. Mittler & Sohn GmbH, 1990.
  5. U-Boat War in the Atlantic 1939-1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). —London: HMSO, 1992
  6. Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.convoyweb.org.uk
  9. http://www.uboatarchive.net
  10. http://historisches-marinearchiv.de
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх